МААМ-картинки

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога

Ткачева Юлия
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Использование информационных систем в психологической диагностике

Использование современнои компьютернои техники предоставляет качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. Так, с помощью компьютерного инструментария возможно формирование и предъявление тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора. Значительно упрощается фиксация и обработка ответов респондента при одновременном снижении вероятности ошибок на данном этапе диагностики (которые при ручнои обработке практически неизбежны).

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Кроме того, резко увеличивается оперативность предоставления результатов диагностики и возрастает «пропускная способность», что особенно важно при проведении массовых обследовании. Существенным плюсом компьютерных средств психологическои и профессиональнои диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения, а также наличие базовых вариантов интерпретации показателеи. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоемких рутинных операции и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.

Следует подчеркнуть, что их использование дает потенциальную возможность не только «протестировать» личность, но и соотнести полученные результаты с несколькими выборками стандартизации теста (профессиональными, социально-демографическими, должностными и т. д., обеспечивая более полную оценку.

Для функционирования психологическои службы весьма значима реализуемая в компьютерных системах возможность «сопряжения» диагностического инструментария с накоплением получаемои информации (функция базы данных). Эта информация может быть использована как для последующеи коррекции тестовых методик, так и для осуществления эффективного поиска требуемои информации о личности.

Использование таких систем позволяет повысить объективность результатов обследования, снизить влияние психолога на процесс и итог тестирования. Вместе с тем следует учитывать специфику проведения компьютернои диагностики. С однои стороны, она связана с организациеи взаимодеи ствия психолога с программными средствами, реализующими тест на экране монитора, и последующими процедурами его обработки и сохранения результатов. С другои – это особенности взаимодеи ствия проходящего тестирование человека как с собственно компьютером, так и с материалом теста.

В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, несмотря на многолетние и многочисленные исследования, осуществляемые психологами (как в практических, так и в научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р. Кеттелла, тест рисуночных ассоциации Розенцвеи га, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода данные обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются. Однои из актуальных задач компьютернои психодиагностики является организация специальных систем для хранения разноплановои и разнороднои экспериментально-психологическои информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различнои сложности. Такие системы носят название систем управления базами данных (СУБД).

Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации, требуемои для различных алгоритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других, релевантных целям психодиагностики, данных. И, во-вторых, базы данных дают возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы. Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагностике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностическои практики.

Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков и профилактическая деятельность посредством ИКТ в работе педагога-психолога

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. У педагогов существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно скудными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися.

В этом направлении широко могут использоваться :

информация с психологических сайтов, адресованная родителям и содержащая материалы по проблемам детского развития, статьи и публикации по психологии;

• психологическая помощь online;

• психологическая консультация, советы психологов;

• сетевые социально-психологические проекты для детей и их родителей;

• телекоммуникационные олимпиады, конкурсы, сетевые социально-педагогические проекты;

• видеофильмы, видеосюжеты, медиапрезентации, в том числе собственной разработки, которые можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр.

Коррекционно-развивающая работа и психологическое консультирование средствами ИКТ

Для проведения коррекционно-развивающей работы могут быть использованы компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их применение способствует развитию познавательных процессов у учащихся, повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. К таким программам можно отнести:

• развивающие игры, отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком;

• развивающие психологические тренажеры, которые нацелены, в первую очередь, на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка;

• специальные развивающие компьютерные программы, чаще всего предназначенные для развития комплекса свойств и качеств ребенка;

• мультстудии для моделирования ситуаций взаимодействия, а также создания мультфильмов, что позволит психологу совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал;

• психологические компьютерные программы типа аутотренинга – расслабляющие, стимулирующие, развивающие (например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз и др.).

Вопрос о психологическом консультировании в сети является дискуссионным. По мнению многих специалистов (психологов-консультантов, психотерапевтов, психологическое консультирование в интернете возможно, особенно в кризисных ситуациях. На наш взгляд, в работе педагога-психолога вполне применима консультация по психолого-педагогическим проблемам для педагогов и родителеи, построенная по принципу «вопрос-ответ». Для этого необходима «Страничка психолога» на школьном саи те и/ или программы для сетевого общения: Skype, QIP и т. п.

Применение ИКТ для информационной поддержки деятельности педагога-психолога и профессионального общения

Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет качественно новые возможности для информационной поддержки деятельности психолога и повышения его профессиональной компетентности. Для этого могут быть использованы :

• участие в открытой развивающей экспертизе;

информационно-аналитические порталы и специализированные сайты по психологии;

• виртуальные библиотеки;

• электронные психологические журналы и книги;

• подписки на электронные рассылки;

• психологические базы и справочники;

• дистанционное обучение;

• проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами и участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа проектов, день школьного психолога в интернете).

Еще одним из немаловажных моментов является процесс профессионального общения педагогов-психологов, обмен опытом. Для этого могут быть использованы :

• виртуальные методические объединения педагогов-психологов;

• специализированные форумы;

• виртуальные научно-практические конференции.

Для поддержки и оптимизации организации работы психолога могут быть использованы средства, позволяющие планировать свою деятельность, учитывать её результаты, организовывать личное информационное пространство :

• электронный журнал психолога образовательного учреждения;

• электронные органайзеры;

• средства организации и систематизации различных электронных ресурсов.

Информационные интернет-ресурсы для педагога-психолога

• Очень важным аспектом является информационная поддержка деятельности педагога-психолога, поэтому можно порекомендовать обращаться к различным интернет-ресурсам, созданным специально для психологов. Их краткии обзор помещен ниже.

Информационно-аналитическии портал «России ская психология»

Режим доступа: rospsy.ru

• На страницах портала размещена информация о нормативно-правовои базе функционирования психологическии службы образования России, Устав Федерации психологов образования; помещаются информационные письма о конференциях, форумах, конкурах профессионального мастерства («Педагог-психолог России», в полном объеме представлена электронная версия журнала «Вестник практическои психологии образования». Заи ти на саи т можно в качестве гостя и пользователя, для чего необходимо авторизоваться.

• Психологическая лаборатория

Режим доступа: vch.narod.ru/lib_link.htm

• Саи т был создан в мае 2000 года. Полноценную работу начал с декабря 2000 года, и с этои даты по сегодняшнии день его посетило более 180 000 человек (по данным Mail.ru). Материалы саи та представлены в удобнои форме, что позволяет значительно сократить время подготовки к занятию, тренингу, проведению тестирования и пр. Саи т создан в помощь студентам психологических, педагогических специальностеи. Материалы саи та ориентированы на тех, кто профессионально занимается психологиеи, поэтому будет полезен практикующим психологам, преподавателям психологии и другим специалистам, связанным с психологиеи.

• Саи т «Практическая психология»

Режим доступа: psynet.narod.ru/main.htm

• Сайт ориентирован на профессионалов. Предполагается, что на нем они легко и быстро смогут получить необходимые для исследовании или практическои работы литературу и инструментарии.

• Самым серьезным на саи те является раздел «Тесты», в котором размещены ссылки на более чем 200 профессиональных психологических методик. Желающие могут не только скачать само содержание теста, но и получить ключи к нему или вывести версию на печать. В подборку входят как популярные, так и специальные методики по психологии личности, индивидуальных различий, дифференциальной, пато- нейро- и социальной психологии для детей и взрослых.

• Комплексы игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления в работе педагога-психолога

• Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся, повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

• Развивающие игры

• Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например, логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

• В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

• Развивающие психологические тренажеры

• Психологические тренажеры нацелены, в первую очередь, на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, на тренировку внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает.

• В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

• Коррекционно-развивающие занятия

• Сюда относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий заключается в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально.

• Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными – это только усилит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

• Для проведения таких занятий психологу необходимы специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.

Электронные органайзеры для педагогов-психологов

Органаи зер, планировщик, деловои календарь, записная книжка – это только часть названии компьютерных программ, которые помогают оптимизировать рабочее время и избавляют от необходимости записывать важную информацию на листках бумаги, часто безвозвратно теряющихся на рабочем столе.

Человек, которыи захотел упорядочить свою работу с помощью компьютера, на сегодняшнии день может выбрать программу из десятков программ-органаи зеров. Только для начала стоит определиться, для каких конкретно задач и как часто будет использоваться этот софт. Из массы подобного ПО не так легко наи ти оптимальныи вариант. Но, как говорится, кто ищет – тот всегда наи дет.

Так что же такое электронныи органаи зер? Этот программныи инструмент, облегчающии работу в офисе, представляет собои прикладную компьютерную программу, предназначенную для сбора и хранения данных пользователя с возможностью поиска по занесеннои в нее информации. Данное программное обеспечение помогает организовать рабочее время и отслеживать необходимые пользователю события, а также позволяет ставить задачи и осуществлять контроль их исполнения. Специалисты по таи м-менеджменту часто советуют использовать такое ПО людям, имеющим проблемы с организациеи личного и рабочего времени, то есть тем, кто многое не успевает.

Как правило, программы-органаи зеры не предполагают каких-то повышенных требовании к компьютеру. Для работы с этими приложениями вполне подои дет обычныи офисныи компьютер, не обладающии высокои мощностью и большими объемами памяти. Однако не все программы-органаи зеры способны работать на любои операционнои системе. Поэтому лишь некоторые продукты имеют мультиплатформенные версии, которые можно применять, к примеру, на Mac OS X или Linux. Как правило, работа типичнои программы-органаи зера для персонального компьютера связана с рядом функции. Вот основные из них:

• календарь;

• менеджер контактов (пользовательская адресно-телефонная книга);

• записная книжка;

• учет событии, привязанных к определеннои дате и времени (например, праздники или встречи);

• планировщик задач для контроля их самостоятельного или стороннего выполнения;

• будильники и сервисы напоминания о событиях, заданных пользователем;

• возможность работы с электроннои почтои.

Публикации по теме:

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Использование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗИспользование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ К этой группе игр относятся следующие игры-задания: 1. Игры-лабиринты 2. Игры - задания на бланках для выполнения двумя руками одновременно.

Использование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возрастаИспользование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста В России впервые детский игровой «парашют» был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога
Опубликовано: 17 января 2024 в 11:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Юлия (УИ 1848132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД