Ткачева Юлия
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационных систем в психологической диагностике
Использование современнои компьютернои техники предоставляет качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. Так, с помощью компьютерного инструментария возможно формирование и предъявление тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора. Значительно упрощается фиксация и обработка ответов респондента при одновременном снижении вероятности ошибок на данном этапе диагностики (которые при ручнои обработке практически неизбежны).
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Кроме того, резко увеличивается оперативность предоставления результатов диагностики и возрастает «пропускная способность», что особенно важно при проведении массовых обследовании. Существенным плюсом компьютерных средств психологическои и профессиональнои диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения, а также наличие базовых вариантов интерпретации показателеи. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоемких рутинных операции и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.
Следует подчеркнуть, что их использование дает потенциальную возможность не только «протестировать» личность, но и соотнести полученные результаты с несколькими выборками стандартизации теста (профессиональными, социально-демографическими, должностными и т. д., обеспечивая более полную оценку.
Для функционирования психологическои службы весьма значима реализуемая в компьютерных системах возможность «сопряжения» диагностического инструментария с накоплением получаемои информации (функция базы данных). Эта информация может быть использована как для последующеи коррекции тестовых методик, так и для осуществления эффективного поиска требуемои информации о личности.
Использование таких систем позволяет повысить объективность результатов обследования, снизить влияние психолога на процесс и итог тестирования. Вместе с тем следует учитывать специфику проведения компьютернои диагностики. С однои стороны, она связана с организациеи взаимодеи ствия психолога с программными средствами, реализующими тест на экране монитора, и последующими процедурами его обработки и сохранения результатов. С другои – это особенности взаимодеи ствия проходящего тестирование человека как с собственно компьютером, так и с материалом теста.
В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, несмотря на многолетние и многочисленные исследования, осуществляемые психологами (как в практических, так и в научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р. Кеттелла, тест рисуночных ассоциации Розенцвеи га, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода данные обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются. Однои из актуальных задач компьютернои психодиагностики является организация специальных систем для хранения разноплановои и разнороднои экспериментально-психологическои информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различнои сложности. Такие системы носят название систем управления базами данных (СУБД).
Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации, требуемои для различных алгоритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других, релевантных целям психодиагностики, данных. И, во-вторых, базы данных дают возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы. Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагностике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностическои практики.
Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков и профилактическая деятельность посредством ИКТ в работе педагога-психолога
К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. У педагогов существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно скудными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися.
В этом направлении широко могут использоваться :
• информация с психологических сайтов, адресованная родителям и содержащая материалы по проблемам детского развития, статьи и публикации по психологии;
• психологическая помощь online;
• психологическая консультация, советы психологов;
• сетевые социально-психологические проекты для детей и их родителей;
• телекоммуникационные олимпиады, конкурсы, сетевые социально-педагогические проекты;
• видеофильмы, видеосюжеты, медиапрезентации, в том числе собственной разработки, которые можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр.
Коррекционно-развивающая работа и психологическое консультирование средствами ИКТ
Для проведения коррекционно-развивающей работы могут быть использованы компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их применение способствует развитию познавательных процессов у учащихся, повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. К таким программам можно отнести:
• развивающие игры, отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком;
• развивающие психологические тренажеры, которые нацелены, в первую очередь, на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка;
• специальные развивающие компьютерные программы, чаще всего предназначенные для развития комплекса свойств и качеств ребенка;
• мультстудии для моделирования ситуаций взаимодействия, а также создания мультфильмов, что позволит психологу совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал;
• психологические компьютерные программы типа аутотренинга – расслабляющие, стимулирующие, развивающие (например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз и др.).
Вопрос о психологическом консультировании в сети является дискуссионным. По мнению многих специалистов (психологов-консультантов, психотерапевтов, психологическое консультирование в интернете возможно, особенно в кризисных ситуациях. На наш взгляд, в работе педагога-психолога вполне применима консультация по психолого-педагогическим проблемам для педагогов и родителеи, построенная по принципу «вопрос-ответ». Для этого необходима «Страничка психолога» на школьном саи те и/ или программы для сетевого общения: Skype, QIP и т. п.
Применение ИКТ для информационной поддержки деятельности педагога-психолога и профессионального общения
Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет качественно новые возможности для информационной поддержки деятельности психолога и повышения его профессиональной компетентности. Для этого могут быть использованы :
• участие в открытой развивающей экспертизе;
• информационно-аналитические порталы и специализированные сайты по психологии;
• виртуальные библиотеки;
• электронные психологические журналы и книги;
• подписки на электронные рассылки;
• психологические базы и справочники;
• дистанционное обучение;
• проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами и участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа проектов, день школьного психолога в интернете).
Еще одним из немаловажных моментов является процесс профессионального общения педагогов-психологов, обмен опытом. Для этого могут быть использованы :
• виртуальные методические объединения педагогов-психологов;
• специализированные форумы;
• виртуальные научно-практические конференции.
Для поддержки и оптимизации организации работы психолога могут быть использованы средства, позволяющие планировать свою деятельность, учитывать её результаты, организовывать личное информационное пространство :
• электронный журнал психолога образовательного учреждения;
• электронные органайзеры;
• средства организации и систематизации различных электронных ресурсов.
• Информационные интернет-ресурсы для педагога-психолога
• Очень важным аспектом является информационная поддержка деятельности педагога-психолога, поэтому можно порекомендовать обращаться к различным интернет-ресурсам, созданным специально для психологов. Их краткии обзор помещен ниже.
• Информационно-аналитическии портал «России ская психология»
• Режим доступа: rospsy.ru
• На страницах портала размещена информация о нормативно-правовои базе функционирования психологическии службы образования России, Устав Федерации психологов образования; помещаются информационные письма о конференциях, форумах, конкурах профессионального мастерства («Педагог-психолог России», в полном объеме представлена электронная версия журнала «Вестник практическои психологии образования». Заи ти на саи т можно в качестве гостя и пользователя, для чего необходимо авторизоваться.
• Психологическая лаборатория
• Режим доступа: vch.narod.ru/lib_link.htm
• Саи т был создан в мае 2000 года. Полноценную работу начал с декабря 2000 года, и с этои даты по сегодняшнии день его посетило более 180 000 человек (по данным Mail.ru). Материалы саи та представлены в удобнои форме, что позволяет значительно сократить время подготовки к занятию, тренингу, проведению тестирования и пр. Саи т создан в помощь студентам психологических, педагогических специальностеи. Материалы саи та ориентированы на тех, кто профессионально занимается психологиеи, поэтому будет полезен практикующим психологам, преподавателям психологии и другим специалистам, связанным с психологиеи.
• Саи т «Практическая психология»
• Режим доступа: psynet.narod.ru/main.htm
• Сайт ориентирован на профессионалов. Предполагается, что на нем они легко и быстро смогут получить необходимые для исследовании или практическои работы литературу и инструментарии.
• Самым серьезным на саи те является раздел «Тесты», в котором размещены ссылки на более чем 200 профессиональных психологических методик. Желающие могут не только скачать само содержание теста, но и получить ключи к нему или вывести версию на печать. В подборку входят как популярные, так и специальные методики по психологии личности, индивидуальных различий, дифференциальной, пато- нейро- и социальной психологии для детей и взрослых.
• Комплексы игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления в работе педагога-психолога
• Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся, повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
• Развивающие игры
• Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например, логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
• В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.
• Развивающие психологические тренажеры
• Психологические тренажеры нацелены, в первую очередь, на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, на тренировку внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает.
• В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.
• Коррекционно-развивающие занятия
• Сюда относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий заключается в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально.
• Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными – это только усилит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
• Для проведения таких занятий психологу необходимы специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.
Электронные органайзеры для педагогов-психологов
Органаи зер, планировщик, деловои календарь, записная книжка – это только часть названии компьютерных программ, которые помогают оптимизировать рабочее время и избавляют от необходимости записывать важную информацию на листках бумаги, часто безвозвратно теряющихся на рабочем столе.
Человек, которыи захотел упорядочить свою работу с помощью компьютера, на сегодняшнии день может выбрать программу из десятков программ-органаи зеров. Только для начала стоит определиться, для каких конкретно задач и как часто будет использоваться этот софт. Из массы подобного ПО не так легко наи ти оптимальныи вариант. Но, как говорится, кто ищет – тот всегда наи дет.
Так что же такое электронныи органаи зер? Этот программныи инструмент, облегчающии работу в офисе, представляет собои прикладную компьютерную программу, предназначенную для сбора и хранения данных пользователя с возможностью поиска по занесеннои в нее информации. Данное программное обеспечение помогает организовать рабочее время и отслеживать необходимые пользователю события, а также позволяет ставить задачи и осуществлять контроль их исполнения. Специалисты по таи м-менеджменту часто советуют использовать такое ПО людям, имеющим проблемы с организациеи личного и рабочего времени, то есть тем, кто многое не успевает.
Как правило, программы-органаи зеры не предполагают каких-то повышенных требовании к компьютеру. Для работы с этими приложениями вполне подои дет обычныи офисныи компьютер, не обладающии высокои мощностью и большими объемами памяти. Однако не все программы-органаи зеры способны работать на любои операционнои системе. Поэтому лишь некоторые продукты имеют мультиплатформенные версии, которые можно применять, к примеру, на Mac OS X или Linux. Как правило, работа типичнои программы-органаи зера для персонального компьютера связана с рядом функции. Вот основные из них:
• календарь;
• менеджер контактов (пользовательская адресно-телефонная книга);
• записная книжка;
• учет событии, привязанных к определеннои дате и времени (например, праздники или встречи);
• планировщик задач для контроля их самостоятельного или стороннего выполнения;
• будильники и сервисы напоминания о событиях, заданных пользователем;
• возможность работы с электроннои почтои.