Мазур Алевтина
Опыт работы «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Новизна применения ИКТ – технологии в ДОУ. ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Мой опыт в данном направлении заключается в разработке познавательных презентаций для детей разного возраста. Создание презентаций для родителей и педагогов. Создание видеороликов для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду, а также видеоролики для педагогов. В работе с детьми и семьями воспитанников скорректировала требования к использованию мультимедиа в образовательном процессе. Это презентации, слайд–шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы.
Публикация «Опыт работы „Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе“» размещена в разделах
Проблемы. Работая с дошкольниками, обратила внимание, что не у всех детей к школе формируется устойчивый интерес к окружающему миру, любознательность. Внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми, родителями, обусловлено следующими причинами:
1. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в программе МДОУ в комплексно-тематическом построении педагогического процесса, мы столкнулись с проблемой нехватки дидактических и наглядных пособий.
2. Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (планшетами, гаджетами и т. д., приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала.
3. Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в родительской общественности.
Использование компьютерных технологий помогает : Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной. Что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
Формировать информационную культуру у детей.
Таким образом, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Особенность представленного опыта работы в том, что отработаны критерии использования ИКТ в работе с детьми. Составлена библиотека мультимедиа, которую педагоги могут использовать в работе с детьми, родителями и как образец для создания своих форм презентаций. Для решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи:
Цель: Развитие познавательных способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий
Задачи:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство, используя ИКТ в образовательном процессе. Разработать методические занятия с применением ИКТ, в соответствии с ФГОС. Создание библиотеки презентаций и видеофильмов, видеороликов, апробировать разработки на практике
2. Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ. Способствовать развитию памяти, воображения, творчества
3. Использовать ИКТ повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников.
1. Совершенствовать профессиональное мастерство, используя ИКТ в образовательном процессе. Разработать методические занятия с применением ИКТ, в соответствии с ФГОС. Создание библиотеки презентаций и видеофильмов, видеороликов, апробировать разработки на практике.
Повышение профессионального мастерства педагога в освоении ИКТ. Перед началом работы по теме изучила материал из разных источников: методическая литература, наблюдение за опытом коллег, посещение онлайн мастер-классов в интернет, просмотр видео роликов, и вебинаров, изучение опыта работы коллег по составлению презентаций и видеофильмов. Освоила программы: Microsoft Office 2007, приложение документ Microsoft Office Word, Slideshow Creator (создатель слайд – шоу, стандартная программа Paint, приложение презентация Microsoft Office PowerPoint, стандартная программа Моя киностудия, Jigsaw Puzzle Lite, программа для записи и редактирования аудиофайлов Audacity и др. Просмотрела видеоуроки на https://www.youtube.com (Ютубе, для создания презентаций и видеороликов, Использую онлайн инструмент для соединения Видео - предназначен для объединения разных клипов в один видеофайл. https://mergevideo.online/ru, для обрезки видео https://online-video-cutter.com
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие.
2. Развитие внимания.
3. Развитие восприятия и памяти.
4. Развитие речи.
Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю через следующие формы ИКТ это презентации, слайд – шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы.
Моя первая презентация состояла из 7 слайдов, не полностью отвечала требованиям составления презентаций. Не было нужного фона, шрифта и количества слайдов. Далее я научилась составлять презентации в соответствии с требованиями. Я обратила внимание на то, что такая подача информации вызывала у детей огромный интерес.
Мультимедийная презентация –использую в непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрой. В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое, помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию
2. Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ. Способствовать развитию памяти, воображения, творчества. В работе с детьми я использовала.
Аудиокниги. Прослушивание аудиокниг позволяют сформировать у ребенка правильное произношение, дикцию и другое.
В группе есть диски: «Русские народные сказки», «Сказки для малышей» и другие. Дети любят слушать сказки при подготовке ко сну. Дети запоминают названия сказок, героев, называют сказки, которые они слушали и предлагают свои желания услышать другие сказки. Аудиокниги помогают начать развивать воображение ребёнка до появления устойчивых навыков чтения.
Слайд-шоу- используется на занятиях и в работе с родителями, на утренниках и родительских собраниях. С детьми придумывали коллективные сказки на свободную тему, каждый ребёнок придумывал по одному предложению. К получившейся сказке подбирали картинки, которые вставляла в слайд-шоу. Для детей большим сюрпризом было увидеть своё произведение и снова всем вместе вспомнить придуманную сказку.
Фотоальбомы:
С детьми сделали фотоальбом «Моя Семья». Дети с удовольствием рассматривали свои фотографии, рассказывали о своих родителях. Изготовили фотоальбом «Профессии моих родителей», где использовали фото родителей, а также рисунки детей о профессии родителей.
Видеоролик (клип) - видеоролики использовала на занятиях по познавательно исследовательской деятельности темы НОД в подготовительной группе – путешествие по миру. Видеоролики помогали показать детям национальный колорит каждой страны. Детям интересно смотреть и узнавать про неизвестных животных и птицах, наблюдать за их поведением. С помощью видеороликов проводили двигательные минутки, которые использовали на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях. Дети с удовольствием выполняли движения.
Мультфильм (анимационный фильм) – в течении режимных моментов просматриваем с детьми мультипликационные фильмы с целью воспитания.
ИКТ использую в работе с детьми при проведении непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности (чтение – слушание, физминутки, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности, релаксации). Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.
3. Использовать ИКТ повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников.
В условиях развития современного общества используются разнообразные формы работы с родителями ДОУ с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте). Для родителей создана группа в ватцап. Преимущества для родителей от группы:
имеют возможность следить за жизнью группы;
получают информацию в форме педагогических советов;
лучше узнают друг друга (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).
Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть в группу в ватцап, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях. Родители знакомятся с информационным материалом не только в детском саду, но и дома. Родителям предоставляется возможность наблюдать за развитием детей в ДОУ через фотоальбомы, видеозаписи.
Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития дошкольников в воспитательно-образовательном процессе :
1. Способствует повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
2. Увеличивает интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми. Использование мультимедиа средств превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции.
3. Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усиливает интерес к событиям в детском саду.