Татьяна Андреева
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать +Заказ
Андреева Татьяна Александровна,
Магистрант факультета психологии,
Государственного Образовательного Учреждения
Высшего образования Московской области
Московского Государственного Областного Университета
Россия, г. Москва
Аннотация: В статье рассматривается необходимость обмена опытом среди педагогов при использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Автор делает вывод о том, что создание условий обмена опытом среди педагогов, что существенно поможет расширить возможности взаимодействия педагогов с информационными ресурсами.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии, педагогические кадры, интерактивный метод, дошкольный возраст, процесс обучения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО используются методы интерактивной педагогики.
Поэтому приоритетом в своей работе, многие педагоги отдаю интерактивным методам обучения, как с детьми, так и с родителями, коллегами.
Оптимально используется прием «Большого круга», когда необходимо быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно разрабатывать детские инструкции по обеспечению безопасности жизнедеятельности, порядок работы творческо-поисковых групп.
Одной из эффективных интерактивных форм работы с педагогами является тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). А также активно применяются:
• Круглый стол - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
• Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.
• Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.
• Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему
• Коучинг–сессия» или «коуч-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ).
В своей работе с дошкольниками современные педагоги часто используют метод проектов.
Проектная деятельность предполагает творческую деятельность. При помощи взрослого дети учатся выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт, отвечая на примерные вопросы: «Что я знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что нужно сделать для этого?». При этом дети проявляют максимум самостоятельности, инициативы, творчества. В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения, навыки и «через совместный поиск решений» предоставляется ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Для младших дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей.
- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь.
Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.
Пример: Интерактивная игра - «Фрукты в вазе»
Цель: научить детей анализировать и классифицировать объекты, выделяя их свойства.
Задачи: закреплять знания фруктов и овощей, их названия.
Игры на классификацию хороши тем, что они учат детей искать соответствия, анализируя имеющийся предметный ряд, что способствует развитию аналитического и образного мышления.
Сначала ребенку дается инструкция к игре, затем он сам выполняет задание в своем рабочем темпе.
Ход игры: Из предложенных картинок воспитатель предлагает выбрать нужную и переместить ее в вазу. Ребёнок выделяет выбранный предмет и перемещает его в вазу. Если выбор правильный, слышен звук аплодисментов и картинка перемещается в вазу. Если картинка не подходит, то слышен звук звонка и картинка остается на месте. Игру можно повторять несколько раз и ребенок может сам проверить правильность выполнения задания.
Можно готовясь к конкурсу изготовить книгу, например: «Зимующие птицы Московской области», загадки в которой можно разгадывать, используя как бумажный вариант, так и презентацию:
Для средней группы возможно интересной будет игра «Домашние животные»,
Цель: Закреплять и расширять представления детей о домашних животных: внешний вид, особенности питания, жилища. Дети могут отгадать загадки, найти детенышей и даже угостить животное.
Игра помогает решить Задачи:
1) Развивать монологическую, связную речь; умение рассказывать последовательно: отвечать на вопросы развернутым предложением
2) Формировать и активизировать словарь домашние животные: корова, лошадь, овца, коза, собака, кролик, кошка.
3) Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективном творчестве; любознательность самостоятельность детей
Мы видим, что в этих играх еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала. Им можно пользоваться для совместной деятельности не только детей, но и педагогов, родителей.
Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Во-вторых, современные информационно-коммуникационные технологии, повышают качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. В-третьих, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ФГОС.
Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.
Внедрение Интерактивных методов дает положительные результаты и в приобщении родителей к участию в жизни детского сада
Таким образом, в дошкольной образовательной организации используемые методы интерактивной педагогики способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. Нововведения не проходят без результатов, и как показывает практика, грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации и сплачивает коллектив педагогов.
Список литературы:
1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационнопрогностический курс[Текст] : учебное пособие для вузов / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий. – 2005. – 500 с. 3.
2. Андресен, Б. Мультимедиа в образовании : специализированный [Текст] : учебный курс / Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. – 2 – е изд. ; испр. и доп. – Москва: Дрофа, 2007. – 221 с
3. Байденко В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст]/ В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Москва. 2002. С. 22-46. 67 9.
4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании : к освоению компетентностного подхода [Текст]/ В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
5. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода [Текст]/ Г. А. Воронин, И. М. Осмоловская, Л. Б. Прокофьев // Модернизация современного образования : теория и практика. – Москва: ИТиИП РАО. 2004. – 503 c