Лучший педагог года

Использование ИКТ на уроках Обзр

Анна Круглова
Использование ИКТ на уроках Обзр
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление

Введение …. 3

Глава 1. Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЗР. … 4

Глава 2. Методические приемы использования мультимедиа

на уроках ОБЗРи внеурочной деятельности … 6

Глава 3. Мотивация учащихся на уроках ОБЗР с ИКТ …. 8

Глава 4. Использование ИКТ на уроках ОБЗР… 9

Заключение …11

Используемая литература. …13

Введение

Публикация «Использование ИКТ на уроках Обзр» размещена в разделах

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно- научного цикла, т. к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

В сфере обучения, особенно в появлении операционной системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Глава1. Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЗР.

На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении ОБЗР, а также внеурочной деятельности.

Использование ИКТ на уроках ОБЗР открывает перед учителем широкие возможности при структурировании большого объёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.

Основные причины актуальности использования ИКТ на уроках ОБЗР :

обеспечение наглядности и интерактивности;

развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;

ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;

ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;

эффективная проверка знаний;

систематизированное изучение и проверка нового материала;

использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.

Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?

Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЗР по новым ИК технологиям, а также:

развитие мышления

формирование приёмов мыслительной деятельности

Цели применения ИКТ:

активизировать деятельность учителя и ученика;

повышать качество обучения;

воплощать в жизнь принцип наглядности;

выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?

Для этого были поставлены следующие задачи:

• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ

• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике

• апробировать методы ИКТ на уроках ОБЗР

• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)

Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЗР :

достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;

формирование универсальных учебных действий;

развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)

применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.

Основные методы, используемые в работе :

• проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)

• теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)

• практический (апробирование методов и приёмов)

• эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)

На уроках по ОБЗР и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЗР, которые помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать усвоенные знания;

психологически настроить на атмосферу экзамена;

натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;

сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЗР В частности;

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;

обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него полезные обще учебные навыки.

Глава 2. Методические приемы использования мультимедиа

на уроках ОБЗР и внеурочной деятельности

Методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.

2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др.

4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах.

5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

Методические материалы ИКТ, используемые в практике работы учителя ОБЗП и внеурочной деятельности

Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков ОБЗР. К таким объектам относятся:

видеофрагменты (видео демонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов, позволяющие наглядно показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приемами;

цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности их существования во времени и пространстве;

виртуальные модели: демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипуляторные модели (в том числе конструкторы и тренажеры, при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;

аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку, аудио сюжеты, при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;

компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированных умений).

Глава 3. Мотивация учащихся на уроках ОБЗР с ИКТ

Как помочь детям повысить мотивацию в изучении ОБЗР?

Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят.

Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов, методических карточек; сначала я добавила два видеокурса для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а также приобрела электронные носители – диски.

Свою деятельность обучения ОБЗР с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы : "Microsoft Office Word" и "Proshow Producer", а также пользуясь "услугами" сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки со схемами, таблицами и т. д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.

Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к предмету и улучшилась успеваемость.

В дальнейшем, я стала работать с презентациями. Дети охотно, в качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по темам: «Автономное существование человека в природных условиях»», «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи»

Глава 4. Использование ИКТ на уроках ОБЗР

С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать практические действия.

Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают открытки ко «Дню Защитника», листовки «Внимание дети!», «Новогодняя ёлочка!», визитки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop b Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице учителя в Интернет.

Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.

Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ безопасности жизнедеятельности? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.

Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.

Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.

При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:

• личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;

• обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;

использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит

какая -либо проблема;

• формирование биологической компетенции;

• формирование нравственных норм и принципов отношения к природе

раскрытию мировоззренческих вопросов

Выводы:

Использование ИКТ повышает :

Интерес к предмету

Эмоциональное состояние

Познавательную активность

Успеваемость по предмету

Качество знаний по ОБЗР

Результативность в конкурсах (олимпиадах, спартакиадах, конкурсах)

Заключение

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей, учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В обучении ОБЗР на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую ученику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по ОБЗР, творческую и познавательную активность учащихся.

Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЗР, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЗР» и наблюдаю положительные результаты. Освоение опыта требует от учителя большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

- учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах;

- как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах;

- ученики охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях;

- растет качество знаний;

- возрос рейтинг предмета.

Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования школьников.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волнистова, Т. В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2008.– № 4.– с. 12–23.

2. Гузеев, В. В. Интегральная образовательная технология/ В. В. Гузеев. – М. : Знание, 2001г. – 150 с.

3. Гузеев, В. В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В. В. Гузеев. – М. : Знание, 1999.– 120 с.

4. Гурьев, С. В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с. 4–5.

5. Кателл, Дж. П. Виртуальное обучение//Информатика и образование. – 2002. – №11. – с. 12–34

6. Мак Квайл, Д. Теория массовых коммуникаций/ Д. Мак Квайл – М. : ОЛМА-ПРЕС, 2006г. –288 с.

7. Медведев, А. Н. Методика разработки тестов в электронной таблице//Информатика. – 2005. – № 7. – с. 18-26

8. Розов, Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. //Информатика. – 2005.– № 6. – с. 5-12

9. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2009г. - 208 с.

10. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М. : НИИ школьных технологий, 2008г. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 1. – 816 с. Т. 2. – 816 с.

11. TeachPro : Основы безопасности жизнедеятельности: мультимедийное учебное пособие для 10 кл. общеобр. учр. / М. А. Шахраманьян, М. П. Фролов; под общей ред. С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьева, М. И. Фалеева. – М. : Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2002. – 335 с. 12. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 208 с.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Использование кубика Блума на уроках в начальной школе Использование приема «Кубик Блума» на уроках в начальной школе. учитель начальных классов Лукконен Е. А. Технология развития критического.

Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ на уроках Обзр
Опубликовано: 10 сентября 2024 в 23:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ на уроках Обзр» (включая файлы) размещена пользователем Анна Круглова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД