Ольга левкина
Использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Публикация «Использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр - педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В жизни русского народа игры с глубокой древности занимали ведущее место. Испокон веков, в них ярко отражался образ жизни людей - их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе
Какова роль народной игры в развитии ребенка?
С ее помощью дети познают окружающий мир, развивают внимание, мышление, воображение, память, учатся действовать в игровой ситуации, соблюдать правила игры.
Характерные признаки народных игр:
- движение (бег, прыжки, броски, ловля мяча)
- смекалка и находчивость;
- развлечение;
- сила и ловкость
Классификация народных игр:
1. Обрядовые (календарные и семейно-бытовые) – народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков, быт народа. Например: именинная игра «Каравай»; «Охотники и утки»; «Просо сеяли» и др.
2. Ритуальные – игры на сюжеты, связанные с различными церемониями. Например: «Торг на ярмарке»; «Бояре», а также различные их варианты.
3. Развлекательные - игры, сопровождающие все праздничные действия. Например: «У медведя, во бору», «Гуси-лебеди», «Ручеек» и их различные варианты.
4. Подвижные (спортивные) - игры, где нужно состязаться в силе и ловкости. Например: «Лапта», «Третий лишний», «Жмурки», «Горелки», «Городки» и т. д.
Тематика народных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных.
При организации и выборе народных игр необходимо учитывать
многие факторы:
Возраст играющих : следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счёт введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно.
Место для проведения игр: игры могут проводиться на свежем воздухе или групповом помещении (тщательно проветренном).
Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно, если помещение небольшое. Можно разделить детей: на мальчиков и девочек, играющих и судей и т. д.
Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т. п. он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
Методика проведения народных игр
включает в себя:
- Выбор игры: игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью.
Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, климатические условия.
- Сбор детей на игру: можно договорится о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания : например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
- Создание интереса: прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъём. Подвести к игре можно путём вопросов, загадывания загадок.
- Объяснение правил игры: объясняя игру важно правильно разместить детей (построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя стайкой). Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и её замысел, кратко изложить её содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу. Например: рассказывает о жизни того народа, в чью игру предстоит играть, показ иллюстраций, предметов быта и искусства. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила игры. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным.
Играя с детьми в народные игры - дети учатся выполнять правила, подчиняться им, у детей развиваются нравственные качества (честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество, взаимопомощь, а также народные игры физически укрепляют ребёнка, развивают - ловкость, быстроту реакции, выносливость, координацию движений, и т. д. ; формируется уважительное отношение к культуре родной страны.
Знакомя наших воспитанников с народными играми, мы сохраняем традиции народа, передаем будущему поколению опыт наших предков, и тем самым обеспечиваем духовное и нравственное развитие наших детей.