Наталья Иванова
Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
3. Актуальность темы
Публикация «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной системе, то особенно важно именно в этот возрастной период уделить внимание экологической составляющей.
4. Игровые технологии
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Игры экологического содержания используются, прежде всего, с целью
уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше
усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать
взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых
существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об
изменениях в живой и неживой природе.
Игры используют не только в свободной деятельности детей, но и включают
в п р о ц е с с Н О Д, целевые прогулки, а т а к ж е в экспериментальной
деятельности обучающихся.
5. Экологические игры бывают :ролевые; дидактические; имитационные; соревновательные; игры-путешествия.
6. Ролевые игры
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например игра «Строительство Зеленого города», «Путешествие в Африку с Айболитом», «У совенка день рождения». В экологическом воспитании также можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы. Благодаря игре решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.
Соревновательные игры
7. Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
8. Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Дети идентифицируют себя с животными, растениями, насекомыми: «Медведь в берлоге», «Кто живет в дупле?», «Танец бабочек», «Танец цветов».
9. Дидактические игры
Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры
развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх
используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена,
камни и т. д., картинки с изображением растений и животных.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно
– печатные и словесные.
10. Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку -- самый большой, поменьше, маленький» и т. д., которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность.
11. Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т. д.) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. В своей работе мы используем такие дидактические игры: «Животные», «Кто спрятался в лесу»,
«Чудесный мешочек», «Фрукты и овощи», «третий лишний»,
«Умей различать природные явления» и много других.
Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное»,
«Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу»,
«Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание,
воображение, повышают знания об окружающем мире.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе
использую подвижные игры типа : «У медведя во бору», «Ласточки и мошки»;
подвижные имитационно – подражательные игры:
«Лягушки» (прыжки, «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание, «Заяц» (метание,
«Змейка» (бег с препятствиями) и т. д.
13. Игры - путешествия
Широко применяются в практике дошкольных учреждений, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, в жаркую пустыню, на дно океана: «Поездка на выставку растений», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В процессе игры-путешествия дети узнают много нового.
14. Воспитатель должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
15. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем известно, что дошкольников называют «почемучками». Поэтому особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры – эксперименты.
16. Таким образом, использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Игра – это дело серьёзное!
17. Все хорошее в людях – из детства Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем. Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши. Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
18. спасибо за внимание!