Пахомова Надежда
Использование игровых технологий в музыкально-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель : Пахомова Н. В
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами. С этой целью я использую игровые технологии, которые способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников. Целью, которых является:
Темочки:
• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
• Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т. д.
• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Организация работы провожу по трем направлениям:
• Групповая и индивидуальная работа с детьми.
• Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
• Совместная работа педагогов ДОУ.
Какие же задачи помогают реализовать игровая технология? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
Игровые технологии также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игровых технологий мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.
Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Функции игровых технологий.
Можно выделить следующие функции:
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в
Проведение дидактических игр включает:
• ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки, вновь составить и т. п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру
К наглядности относятся:
1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;
3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
На занятиях используются те дид. игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
Дид. игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.
3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:
• сюжетно-ролевые;
• подвижные;
• настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
• обучающей задачи;
• содержания;
• правил;
• игровых действий.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр :
• для развития звуковысотного слуха;
• на развитие чувства ритма;
• на развитие тембрового слуха;
• на развитие диатонического слуха;
• на развитие памяти и слуха;
• на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:
• в процессе пения;
• в процессе слушания музыки;
• в процессе ритмических движений;
• в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Так, например, закрепляя знания детей о звучании русских народных инструментах, я использую многофункциональное дидактическое пособие Дидактическую юбку.
Предлагаю детям поиграть в игру: «Угадай, что звучит»
(Показываю картинку с русскими народными инструментами. На обратной стороне название игры «Угадай, что звучит» На столе разложены картинки русских народных инструментов).
Нужно определить по звучанию русский народный инструмент и рассказать, для каких целей их использовали в старину. (При правильном ответе берёте картинку и прикрепляете на юбку).
1. Колокольчики (привязывали на шею коровам, козочкам чтоб не потерялись.)
2. Свистульки (Чтобы забавлять детей)
М. р: А из чего их делали? (из глины, дерева)
3. Рожок (из рогов коровы. Чтобы пастух быстрей собрал коров в стадо. Они шли на звук рожка).
4. Балалайка. (из сухого дерева, потом натягивали 3 струны расписывали и играли).
5. Гармошка. (это народный инструмент, под нее пели и плясали)
Муз р: Посмотрите, какая картинка еще осталась, что там изображено?
Дети. Ложки
Муз р: Почему ложки считаются музыкальным инструментом, ведь ими едят кашу, щи?
Дети: на них можно играть.
Муз дид юбка способствует:
1. Развитию познавательной и исследовательской активности.
2. Развитию коммуникативных способностей.
3. Развитию психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, восприятия.
4. Развитию творческих способностей, воображения, речи.
5. Развитию мелкой и крупной моторики рук, тактильных ощущений.
6. Развитию эмоционально-волевой сферы
Помогает ребенку:
1. Легко адаптироваться к условиям детского сада.
2. Забыть о своих переживаниях.
3. В играх развиваться и совершенствоваться.
4. Получить положительные эмоции.
5. Учиться быть дружелюбным, радостным.
6. Замечать новое и необычное.
Описание пособия: полифункциональное, развивающее, вариативное пособие, обеспечивающее возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого. Все детали отстегиваются, меняются, добавляются. На юбке присутствует несколько сюрпризных кармашков. Кроме этого на юбке имеются разноцветные ленточки, функциональные застёжки, пуговицы, замочки, шнуровки.
- юбка должна быть привлекательна для детей;
- юбка должна быть многофункциональна;
- юбка должна быть обучающей;
- юбка должна быть удобна для воспитателя и для ребятишек;
- юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.
На юбке присутствует несколько сюрпризных кармашков. Кроме этого на юбке имеются разноцветные ленточки, функциональные застёжки, пуговицы, замочки, шнуровки.
Результаты использования игровых технологий в работе :
• Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии игровых технологий на процесс музыкального воспитания.