МААМ-картинки

Использование игровых технологий для допрофессионального самоопределения младших дошкольников

Михайлова Марина Константиновна
Использование игровых технологий для допрофессионального самоопределения младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий для допрофессионального самоопределения младших дошкольников.

Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости

и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Публикация «Использование игровых технологий для допрофессионального самоопределения младших дошкольников» размещена в разделах

У детей младшего возраста ведущей деятельностью является игра. Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. В своей работе я использую игровые технологии

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, поощрять фантазии детей.

В отличии от игры, игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Целевые ориентации игровой технологии :

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Работая с детьми, для меня основной задачей является формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Для ее решения я использую игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В дальнейшем я добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей, так как игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Основной задачей взрослых – воспитателей и родителей – на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности детей, т. е. взрослые должны научить ребенка играть.

Нормы поведения и взаимоотношений в семье закладывают модель поведения ребенка в будущем. Задача взрослого – направлять стремление к самостоятельности в верное русло, поручать малышу посильную домашнюю работу, поощрять развитие навыков самообслуживания, заинтересованность ребенка в разъяснении понятий и событий. Помочь могут сюжетно-ролевые игры, интерес к которым начинает проявляться именно в этом возрасте.

Мною была поставлена цель: создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Но перед тем, как начала проводить сюжетно-ролевые игры детей обучала различным игровым ситуациям : «Кукла испачкала платье», «Кукла Маша заболела», «Помоги кукле приготовить обед», «Почини колеса у машины», «На приеме у врача», «Идем в магазин».

Дети младшего дошкольного возраста охотно играют со строительным материалом.

Для развития строительных игр детей младшего дошкольного возраста необходимо показать детям, как надо строить. Важно, чтобы эти первые постройки опирались на предметы, хорошо известные детям: заборчик, башенка, стол, стул, домик, дорожка.

Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой.

Подвижные игры обеспечивают разностороннее развитие детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. За этот год дети овладели основными физическими навыками: они могут бегать, прыгать, бросать мяч и др. Дети активно участвуют в групповых подвижных играх, запоминают их правила и просят повторить игру.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Дидактические настольно- печатные игры являются своеобразной формой обучения детей дошкольного возраста. В своей работе я широко использую дидактические игры, а так же дидактические игрушки: подборка предмета по 1-2 признакам, сбор пирамидок, разнообразные вкладыши, парные картинки, а так же разрезные картинки, в начале года начиная с 2-4 частей и в конце года доводя до 6-8 частей разрезных картинок. Составление мозаики по образцу и замыслу, подбор предметных картинок для различных сюжетов, овладевая разными видами игр на самостоятельном уровне, ребенок повышает свою возможность для совместных игр со сверстником в настольно- печатном варианте. Это игры: «Сложи целое», «Чей малыш?», «Цвета», «Подбери перышко для петушка», «Большие и маленькие», лото, домино и др.

Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Поэтому я уделяю играм на развитие мелкой моторики особое значение.

Игры на развитие мелкой моторики рук: бусы для кукол, лабиринты, шнуровки, вкладыши, разработанные мною пособия: «Разноцветная цепочка», «Полянка», «Веселые замочки», «Геометрические фигурки».

Эти игры развивают чувственность пальчиков, мелкую моторику, воображение и целостное восприятие.

В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.

Развитие профессиональной составляющей

"образа-Я" дошкольника

Кондрашов В. П. в своём пособии «Введение дошкольников в мир профессий» указывает на развитие профессиональной составляющей «образа _Я»дошкольника и выделяет Стадию предигры ("эпоха раннего детства") — интервал от рождения приблизительно до 3-х лет, т. е. около 5% времени, если принять за 100% "юридический" цикл развития субъекта трудовой деятельности (от 0 до 60 лет). В это время в процессе общения со взрослыми происходит овладение ребенком сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью, усвоение некоторых манипулятивных, соотносящих орудийных действий с общественно выработанными предметами, важнейших правил поведения и моральных оценок.

Задачи ранней ориентации дошкольников

в мире профессий с учетом возрастных изменений

Младший возраст 3-й год жизни ребенка

1. Дать детям первые общие представления о труде взрослых (няни, врача, медсестры, повара, шофера).

2. Содействовать развитию игр, отражающих труд взрослых, несложные профессиональные действия (шофер работает на машине, перевозит грузы или людей).

3. Формировать у детей умение взаимодействия с партнером в соответствии с игровой ролью.

Пути реализации поставленных задач 3-й год жизни

1. Обращать внимание детей на наиболее характерные операции и результат труда. "Няня вымыла грязную посуду горячей водой, сполоснула их чистой водой, поставила в сушилку. И стали тарелки чистыми", — говорит воспитатель, подводя итог совместному наблюдению.

2. Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа "Узнай и назови" (орудия труда и трудовые действия врача и повара, "Кому нужны эти вещи" (врач, повар). А также в сюжетно-ролевых играх. Воспитатель берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

3. Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста занимает подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованных представлений, создание игровых ситуаций.

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития.

Одной из важнейших составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятием.

В дошкольном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов.

Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. Именно поэтому психолог Л. С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т. д.). Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.

Педагогами широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает : чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, в играх дети пытаются отобразить профессии своих родителей.

Игровые технологии ранней профориентации благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентаци. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

В ходе профориентационной игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.» (А. Г. Асмолов)

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Публикации по теме:

Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников «Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Внедрение развивающей.

Презентация «Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС» Игровая технология - это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из.

Использование игровых технологий для развития изобразительного творчества дошкольников Дошкольный возраст — сенситивный период в развитии творчества, что обусловлено активным обогащением психических процессов у ребёнка. Детское.

Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Использование игровых технологий в обучении старших дошкольников правилам безопасного поведения на дороге Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему. Жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в воспитании и развитии дошкольников Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Конспект мастер-класса «Применение игровых технологий на занятиях по ритмике для дошкольников младших возрастных групп» Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Центр образования «Эврика» Конспект мастер – класса для студентов.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников". Дошкольное детство – начальный этап формирования личности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровых технологий для допрофессионального самоопределения младших дошкольников
Опубликовано: 24 января 2019 в 08:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий для допрофессионального самоопределения младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Михайлова Марина Константиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД