Елена Нажимова
Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей
Введение.
Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно ориентированные подходы в образовании. Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.
Публикация «Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей» размещена в разделах
(Деркунская В. А.)
Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям. Но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно на музыкальном занятии? Может через игру?
В свете ФГОС теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
Вот и на музыкальных занятиях игровые приемы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет живым, интересным, а главное результативным.
В своей работе при построении занятий я стараюсь использовать игровые приёмы, чтобы каждое занятие стало увлекательной игрой.
Основной девиз моей работы – «Учись танцевать и петь играя!»
При общении с детьми на музыкальных занятиях я обратила внимание, что дети активно проявляют интерес в музыкальной деятельности, и проще усваивают музыкальный материал, если я применяю игровые приёмы. Поэтому, постепенно я остановилась на теме игровые приёмы.
Я считаю данную тему актуальной, тем что детям, у которых присутствует некоторая неуверенность и зажатость в танцах, комплекс и страх солировать в песни, и детям, которые испытывают проблемы в эмоциональной сфере помогают применение игровых приёмов.
Игровые приёмы активизируют и увлекают детей на музыкальных занятиях, помогают побороть чувство страха перед друзьями, при выполнении того или иного движения. Способствуют быть более уверенным в себе в любом виде музыкальной деятельности. Музыкальные занятия становятся живым, интересным и, главное, результативным.
Передо мной стояла цель: «С помощью игровых приёмов повысить интерес к музыкальной деятельности, что положительно влияет на развитие музыкальных способностей детей»
Опираясь на современные программы и методики по музыкальному воспитанию детей : «Топ – хлоп, малыши» - программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. А. И. Буренина;
Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста А. И. Буренина;
«Танцевальная ритмика для детей» -Т. И. Суворовой; Учебное пособие к программе «Музыкальное воспитание в детском саду «Н. А. Ветлугина;
Музыкальные шедевры», «Слушаем музыку» О. Радыновой;
Учебно - методическое пособие: Т. М. Орловой «Учите детей петь»;
Учебно – методическое пособие: А. А. Евтодьевой «Учимся петь и танцевать, играя», были поставлены следующие задачи:
-Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, посредством игровых методов и приемов, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
-Формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме посредством музыкально - дидактических пособий и игр.
Способствовать развитию у детей интереса к музыкальному творчеству, научить контрастному интонированию в процессе пения и повысить интерес в усвоении музыкально-ритмических движений.
-Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье. Формировать осанку, гигиенические навыки.
-Создать музыкальную предметно-развивающую среду в группах с учетом музыкально игровых технологий.
Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
-Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, саму себе..
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
И чтобы музыкальная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво, легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, сочинять, импровизировать, фантазировать, использую в своей работе игровые приёмы :
В основе каждого музыкального занятия обязательно лежит: либо игровой сюжет, либо сюжет по сказке или литературному произведению, либо занятие – путешествие. Все части занятия выстраиваются в разной последовательности, варьируются, но между собой логически взаимосвязаны. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако, некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений.
Музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательного, тщательного и неоднократного, машинального повтора за взрослым. В музыкально ритмических движениях игровые приемы практически не используются, поэтому у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.
У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту- вот так", не всегда успешно. Если у ребёнка с самого начала не получилось то или иное движение, то он, порой, начинает комплексовать, особенно если эта неудача произошла при ребятах.
Сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности. Если, музыкально - ритмические движения можно было бы обучать в игровой форме, то и дети смогли бы побороть чувства страха и стыда перед друзьями, и увлеченные игрой, лучше освоили бы эту деятельность.
Как же привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
Чтобы занятия детям были понятны и доступны, и ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлечённо, я использую различные игровые приемы.
Я стараюсь изучать деятельность моих коллег через интернет ресурсы. Именно так я нашла пособие Аллы Анатольевной Евтодьевой «Учимся петь и танцевать играя». Она придумала игровую форму обучения музыкально – ритмическим движениям. Я решила тоже использовать в своей работе эту методику.
Интересный дидактический материал в виде кукол, который является прекрасной находкой, позволяет интересно и грамотно подходить к вопросу разучивания ритмических движений. Все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».
Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны. …Но что такое для малыша «пружинка»?
В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему полуприседание мы называем «пружинка»?
Кукла– Девочка Пружинка, с которой можно играть, потрогать её спиральные пружинящие ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта куколка стала для ребят подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать! А чтобы ей не было скучно есть у неё 2 верных товарищей – мальчиков по имен и Шажок и Прыжок.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок +Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок».
Таким же образом: боковой галоп = приставной шаг + прыжок.
Поскок = бодрый шаг + прыжок. Шаг польки = поскок + 2 шажка и т д
То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.
Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения. Поиск творческих решений повышает интерес детей к музыке, заставляет их думать. Дети не ограничиваются только повтором за музыкальным руководителем, они сами предлагают свои варианты - это помогает развивать мышление.
Посмотрите, на нашу полянку вышел зайчик. Братец Прыжок, по-
моги нам превратиться в зайчиков! (ПРЫЖКИ НА 2 – Х НОГАХ)
Зайчик поучил нас прыгать, а мы поучим его танцевать. Девочка
Пружинка, танцуй вместе с нами, без тебя наш танец не будет кра-
сивым. (ПРИТОП ОДНОЙ НОГОЙ)
Устали наши ножки, сядем в машину и поедем. Братец Шажок, за-
води мотор и не забудь взять с собой Девочку Пружинку. (ТОПОТУШКИ)
Приехали на солнечную лужайку. Какое теплое солнышко нас
встречает, посмотрите, какие у него лучики! Девочка Пружинка, танцуй вместе с нами! (ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ НА НОСОК)
А теперь погреем на солнышке свою пяточку. (ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ НА ПЯТКУ)
В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если я скажу: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов радости появится мало, т. к. разучивание танца - это сложный процесс. Но стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с радостью включится в процесс обучения.
При разучивания различных танцевальных движений под музыку используются игры со словом, так называемые подговорки.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет использую в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например: перед занятием надеваю на руку куклу (петрушку, зайчика и т. д.) и приглашаю детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой детям интересней выполнять движения (в упр. «Гулять, отдыхать» М. Красева) или плясать. С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.
Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать
Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую : схемы танца.
Почему же я использую данные игровые приёмы в своей работе с дошкольниками?
Ребята активизировались на музыкальных занятиях в музыкально - ритмической деятельности, и творческий процесс так увлек моих детей, стал таким радостным и желанным.
У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.
Использование фонограмм даёт возможность наблюдать за каждым ребёнком, корректировать его движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И очень приятно видеть, итоги такой работы: чёткость и синхронность, ритмичность, выразительность - все эти качества достигаются с лёгкостью, увлечением, а главное всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать всё, на что он способен.
На музыкальных занятиях, я стараюсь создать доброжелательную, радостную обстановку, эмоциональную поддержку, поощряя любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые приёмы используемые в развитии певческих навыков
Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте:
" Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений".
Целью певческих упражнений, т. е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. " Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной",- этому учит нас Н. А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А. И. Катинене. Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.
Толчком для поиска послужили слова Н. А. Ветлугиной: "Применение зрительной наглядности, включающей и пространственные представления /выше - ниже, длиннее - короче/, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности". Эти слова должны быть верны как для музыкально-дидактических игр, так и для распевания, пения, слушания и движений!
Развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать (без этого песня невозможна, без чисто спетой мелодии песня превращается в речевку) – задача довольно сложная. Сделать это можно только применяя систему занятий и используя продуктивные методические приемы обучения.
Работу с детьми начинаем с распевания. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени – успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или «поют» речитативом. Распевание необходимо для четкого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом.
Детям очень нравится петь. А распеваться? В данном случае важно их заинтересовать. Перед распевкой выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Может ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда может ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не тренирует свой
голос?
В «Музыкальном букваре» Н. А. Ветлугиной, в котором собран богатый материал, разработана замечательная методика. Но время не стоит на месте, работая творчески, мы находим новые пути и подходы в обучении детей пению, расширяем репертуар, используем инновационные методики. Почему дети не любят распевание? Это скучно, неинтересно, монотонно и не всегда понятно. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т. е. смысл распевания, как такового, пропадает. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т д. Н. А. Ветлугиной, их обязательно надо использовать, но этого недостаточно. Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.
Вот почему я использую в своей работе «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ». по технологии Аллы Анатольевны Евтодьевой.
«ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ
Развивает
Чистое интонирование - засчёт образности персонажей, пения по ролям
Дикцию, артикуляцию, дыхание
Артистические способности (мимику, жесты, через театральные этюды)
Во время распевания пользуюсь наглядным материалом, то есть картинками. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чтко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим!
Дети озвучивают зарисовки из сказок, совершенно четко понимая, что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, Храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.
Такое игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е чистое
интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение сверстников.
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
4. Развивает творческие способности, формирует навыки театральной деятельности, так как предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.
Игровые распевки можно использовать и в других частях занятия, например, для закрепления голосом средних и высоких звуков.
Распевка «Дюймовочка и жук» может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики жуки пригласят девочек - дюймовочек на танец, спев свои мини-партии в разных регистрах.
А распевки «Лиса и воробей», «Кот и мышка» и т. д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной поляне» логически и гармонично перетекут в музицирование и т. д.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок. Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок : «Театрализованная деятельность + пение!».
Схема песни
Путем бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, удачных и нелепых примеров приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены ТРИ условия: где:
– чисто спетая мелодия;
– хорошая дикция;
– выразительность исполнения. Для малышей эта картинка будет более иг- ровой и занимательной:
Благодаря перечисленным игровым методам и приемам у детей прекрасно развивается звуковысотный слух, что позволяет им легко петь соло, в дуэте, ансамблем, фронтальное же исполнение радует слаженностью и чистотой интонирования.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки.
С помощью игровых приёмов развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.
Заключение
Занимаясь с детьми музыкальной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на то, что дети стали быстрее усваивать требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки. Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.
Почему же я использую игровую технологию в своей работе с дошкольниками?
Во-первых, мои ребята активизировались на музыкальных занятиях и игровой процесс увлекает моих детей. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч.
-Дети стали эмоциональнее исполнять песни, появилось желание солировать, большинство детей более чисто интонируют движения мелодии, уверенно и с интересом поют часто под фонограмму.
-Дети стали более активны и раскрепощены в танцах, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность.
- Дети с удовольствием танцуют в свободное время, он мотивирован на достижение результата в исполнительстве;
- Дети стали более осознанно относиться к ритму, как к средству музыкальной выразительности, правильно и ритмично прохлопывают ритмические рисунки.
- Физическая и умственная работоспособность у детей слала более стабильной во всех сезонах года, независимо от погоды.
Во-вторых, новизна и актуальность применения игровых приёмов определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности.
В-третьих, игровые приёмы позволяют мне проявлять свои творческие способности и индивидуальный подход в воспитании у дошкольников устойчивого интереса на музыкальных занятиях.
В этом мне очень помогло пособие «Учимся петь и танцевать, играя» автор Евтодьева Алла Анатольевна
Благодаря применению в работе игровых приёмов, я добилась существенных результатов. Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал.
Таким образом, систематическое применение игровых приёмов на занятиях музыки способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом, вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.