Юлия Ханбикова
Использование игровых приемов в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Стаж моей работы небольшой. Начав работать логопедом в детском саду, я увидела, что у многих детей наблюдается низкая мотивация к логопедическим занятиям. Постановка, автоматизация звуков в речи, работа по обогащению словарного запаса процесс трудоёмкий, требующий от детей определенных стараний и повторений. Передо мною стала проблема, как сделать этот процесс интересным, творческим, увлекательным, лишенным рутины и однообразия. Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу, что использование игровых приемов может стать эффективным методом, обеспечивающим повышение мотивации, в следствии чего, дети успешно овладевают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.
Публикация «Использование игровых приемов в работе логопеда» размещена в разделах
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Преимущества игры и игровых приёмов, по мнению разных педагогов, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка.
В своей работе я часто использую игровые приёмы и считаю, что это у меня хорошо получается.
Как известно, особую роль в коррекции звукопроизношения отводят артикуляционной гимнастике, так как она подготавливает органы артикуляции к произнесению звуков, требующих коррекции. Для достижения положительного результата артикуляционную гимнастику следует выполнять как можно чаще, и чтобы ее выполнение не было скучным и утомительным на моих занятиях артикуляционная гимнастика проводится с применением различных игровых приемов.
К каждому упражнению подобраны картинки-образы. Например, изображение часов при выполнении упражнения «Часики», рисунок чашки для упражнения «Чашечка» и т. д. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям.
Для проведения артикуляционной гимнастики создана развивающая среда: картинки-символы артикуляционных упражнений; картотека артикуляционных упражнений; картотека артикуляционных стихотворений и сказок, игры «Волшебный куб», «Веселый паровоз», «Часики».
Когда мы переходим непосредственно к постановке звука, то в работе используются игровые приемы, основанные на звукоподражании, например
1. Учим змейку шипеть (ш)
2. Накачаем колесо (с) и другие.
Если требуется постановка звука механическим способом, то логопедический зонд или зондозаменитель превращается в «волшебную палочку», которая поможет язычку научиться произносить звук правильно и красиво.
Этап автоматизации при тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
На этапе автоматизации я использую такие игровые приемы как : «Улитка», «Дорожки».
На этапе автоматизации так же использую игры изготовленные самостоятельно на автоматизацию звуков в словах «Угости Машу конфетами», «Веселые капельки», «ежик собирает грибы», «волшебная рыбалка», игра-ходилка «Маша и медведь», «Звуковая полянка», «в каком домике звук живет» и т. д. Цель этих игр автоматизация звуков в словах, развитие умения определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове.
На этапе дифференциации звуков использую такой игровой прием как «выложи узор».
Данное упражнение позволяет не только сформировать умение различать смешиваемые звуки на слух, но и развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение). Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш их символ.
«Построй домики». Ребенок берет кирпичик с изображением предмета, называет его, определяет какой звук присутствует в этом слове из тех что мы учимся различать и кладет его под соответствующую «крышу».
Для развития фонематического слуха наиболее активно использую такие игры как «Охотник», «Прочитай по первым звукам», «Цепочка слов». Для закрепления лексических тем использую игру «4-ый лишний».
Для развития навыка подбирать противоположные по смыслу слова использую игру «противоположности»
Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох.
для развития речевого дыхания использую такие игры как :
• сдуй снежинку
• устрой листопад
• разгони тучки
• голодные фрукты
• футбол
Таким образом, систематическая работа с применением игровых приёмов способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения. Коррекционная работа имеет положительную динамику.
В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме, буду стремиться повышать уровень развития речи у детей, используя игровые приемы.