Наталья Баранцева
Использование игровых приемов для закрепления речевых навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приемов для закрепления речевых навыков на занятиях
по художественно- эстетической деятельности.
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с ОНР велико и многогранно. Художественно – эстетическая деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, потому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное развитие ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Публикация «Использование игровых приемов для закрепления речевых навыков» размещена в разделах
На занятиях художественно – эстетической деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми. Так как речь приобретает действенно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи так, если кому-то из детей специально забыть положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, проявлять речевую инициативу.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Так, например, приставочные глаголы начинают усваивать значительно раньше, если педагог во время занятия сам часто употребляет их (режет бумагу, вырезает круг и т. д.).
Действия детей, оречевленные в художественно – эстетической деятельности, становятся более совершенными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
На занятиях художественно = эстетической деятельностью необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи, подражать речи взрослого.
Для развития речи детей на занятиях художественно – эстетической деятельностью применяются различные приемы : показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения. Словесные объяснения, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом и т. д.
Известно, что именно в игре ребенок творит, поэтому игровые приемы обучения, как и другие педагогические, направлены на расширение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог и этим она отличается от свободной игры.
Прежде всего педагог ставит перед детьми игровую задачу – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми (Позовем в гости Незнайку). Но, поставив перед детьми игровую задачу, будут неверным далее продолжать обычную учебную работу, так как детям обещали игру. Все действии должны быть связаны с игрой.
Следующий прием – мотивировка задания, детям предлагается выполнить работу для коких-то игровых персонажей. Здесь следует строго учитывать уровень знаний детей, их возрастные особенности, иначе быстро теряется интерес, что вызывает у детей чувство неудовлетворенности ненужности своей работы.
Существует такой прием как опосредованное обучение через куклу (игрушку). Опосредованное обучение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникативности, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.
Прием обыгрывания предметов, игрушек, картин и т. д. очень разнообразен по содержанию и способу использования. Этот прием можно использовать перед началом занятия, или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка, лепки, конструкции. Можно использовать прием и в конце занятия (мы нарисовали дорожки, а теперь по ним будут гулять куклы).
Прием незаконченного (еще только создаваемого) изображения в момент его исполнения дает возможность педагогу предлагать детям разнообразные игровые задачи, которые побуждают их принимать самостоятельные решения. Так развивается сюжетно игровой замысел на занятии ( пример- вопросом к рисунку с изображением девочки зимой: «Тебе не холодно?». Так мы поможем догадаться ребенку дорисовать шапку, варежки). Этот прием можно выполнять в форме игрового упражнения.
В организации художественно – эстетической деятельности можно использовать такой прием как ролевое поведение детей и взрослых в созданной педагогом игровой ситуацию (выполнение одежды для кукол аппликативным путем). Дети выполняют роль взрослого (швеи). Такая деятельность часто носит коллективный характер, что способствует общению и развитию речи.
Все выше описанные игровые приемы близки и понятны детям. Они не нарушают процесса обучения и могут быть использованы в различных сочетаниях даже на одном занятии.
Используемая литература :
1. С. А. Миронова «Логопедическая работа в ДОУ и группах для детей с нарушением речи»
2. Г. Г. Григорьева «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности»