Александра Кордумова
Использование игровых приёмов на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
А. А. Кордумова, учитель-логопед, г. Великий Новгород
Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения (1).
Публикация «Использование игровых приёмов на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. На наш взгляд наиболее целесообразно использование игровых приемов, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.
Основная цель работы логопеда – формирование умений и навыков произношения звуков речи (2). В зависимости от вида речевого дефекта задачи, этапы и методы работы имеют свои особенности. Мы остановимся на рассмотрении нарушений речи наиболее часто встречающихся в практике дошкольных логопедов – дислалии и дизартрии.
При коррекции дислалии коррекционная работа состоит из трех этапов воздействия, в ходе которых логопед применяет определенные виды игр, имеющие свои цели (3).
На подготовительном этапе логопедической задачей является развитие произвольного внимания, памяти, мышления, аналитико-синтетических операций. Здесь логопед использует :
1. дидактические игры обучающего и развивающего характера:
игра «Помоги найти маму».
Цель игры: научиться различать и называть животных и их детенышей, следовать инструкции взрослого, развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал: 36 карточек-треугольников с цветными сторонами, на которых изображены животные или их детеныши.
Ход игры: карточки-треугольники складываются в один большой равносторонний треугольник так, чтобы на стыкующихся сторонах было взрослое животное и его детеныш, а края карточек были одного цвета. Ход игры разнообразен, нами создано более 5 ее вариаций («Волшебный дом», «Строим дом», «Помоги другу», «Сочини сказку».
2. настольные игры: лото «Фрукты, овощи»
Цель игры: научиться сравнивать, обобщать, пополнять словарный запас, развивать зрительную память.
Материал: 22 карточки с изображениями овощей и фруктов, игровое поле.
Ход игры: участникам раздаются 2-3 карточки, предлагается составить рассказ-описание или придумать загадку ( друге вариации игры: «Запомни и назови», «Найди общее», «Кто больше назовет», «Что спряталось?», и т. д.).
3. игры, развивающие логическое мышление:
игра «Логический поезд».
Цель игры: пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, память, воображение.
Материал: 87 карточек-«вагончиков» с изображением различных предметов.
Ход игры: 9 вариаций игр («Что на что похоже», «Парные картинки», «Дама сдавала в багаж», «Логические цепочки»).
Специальной логопедической задачей при коррекции дефектов произношения при дислалии является умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков(4). Для формирования артикуляционной базы в логопедической практике разработан ряд упражнений, направленных на подготовку органов артикуляции к восстановительному процессу. Такие упражнения проводятся в игровой форме («Сказка о Веселом Язычке» О. И. Крупенчук, сказка «Про зоопарк» Е. М. Косинова, сказка «Веселая прогулка» Е. М. Косинова и др., развивают, уточняют, совершенствуют основные движения органов речи.
На втором этапе коррекционной работы целью педагога становится формирование первоначального умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом и игровом материале. Задачи этого этапа – постановка звука, формирование правильного звукопроизношения, а так же дифференциация звуков. На этом этапе игры могут применяться в ходе процессов автоматизации звуков и дифференциации их в речи : это игры, основанные на речевом материале (выделение звуков в словах, поиск слов, продолжение цепочек слов, придумывание слов и т. д.) :
игра «Построй домик».
Цель игры: закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки-«кирпичики» 7-14 штук, большой треугольник-«крыша».
Ход игры: построить домик для героя (на звук, который автоматизируется – «Л» - для Лунтика, выбирая только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».
Игра «Снежинка».
Цель игры: закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, образное мышление.
Материал: образец снежинки из геометрических фигур, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть образец снежинки и сложить такую же по форме, выбирая те части, на которых изображены картинки на заданный звук.
Третий этап коррекционной работы – этап формирования коммуникативных умений и навыков – имеет своей целью сформировать навыки и умения употребления звуков в речи в различных ситуациях общения. Игровые приемы этого этапа должны быть подобраны в соответствии с целями этапа и проводиться в форме творческих упражнений (разыгрывание знакомых сказок, пересказы, сюжетно-ролевые игры(1).
При коррекции дизартрии необходимо следовать целям формирования правильного звукопроизношения, а система коррекционного воздействия должна иметь комплексный характер. Работа проводиться поэтапно, где для каждого этапа игровые приемы занимают определенное место, как одно из средств компенсации недостатков речи.
Первый этап – подготовительный – имеет задачи подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляторных укладов, развитию речевых навыков, коррекцию дыхания и голоса. На данном этапе являются обоснованными:
1. приемы на развитие сенсорных функций (игры дидактические, обучающие и настольные, рассмотренные нами ранее);
2. игры на развитие слухового восприятия:
игра «Хитрая ложечка».
Цель игры: упражнять детей в узнавании и различении неречевых звуков.
Материал: металлическая ложка, предметы (коробка, банка, шкатулка и др.).
Ход игры: перед детьми выставляются 4-5 предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки.
игра «Хлопни-топни».
Цель игры: упражнять детей в умении выделять слова с заданным звуком из ряда слов.
Материал: карточки со словами (для педагога).
Ход игры: педагог называет слова, объясняет, если «зарычит собачка» (звук «Р», хлопнуть в ладоши, если нет – топнуть ногой. Аналогично: «песенка водички» (звук «С», «песенка комарика (звук «З») и др.
3. игры, направленные на развитие навыков звукового анализа:
игра «Лови-бросай, сколько звуков – называй».
Цель игры: определение последовательности и количества звуков в слове.
Материал: мяч.
Ход игры: педагог произносит слово, бросает мяч. Ребенок ловит мяч, определяет последовательность звуков в слове, называет их количество (МАК, СОН, РАМА).
При отсутствии речевых навыков у ребенка стимулируют начальные звуковые реакции путем использования игр со звукоподражаниями:
игра «Скажи, как я».
Цель игры: упражнять в воспроизведении одинаковых звукокомплексов.
Материал: кукла, картинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку послушать и воспроизвести звук: «А»-плачет девочка, показываем горло врачу, мальчик поет, качаем малыша и др.
Логопедической задачей является развитие и облегчение речевых коммуникаций, а игры и игровые приемы логопед использует в сочетании с индивидуальной работой над звукопроизношением.
На последних этапах работы с детьми с нарушением речи используются элементы сюжетно-ролевых игр, где осуществляется апробация навыков речевого общения в ходе диалогов, общения в различных профессиональных и бытовых ситуациях. Сюжетно-ролевые игры готовят детей к общению со сверстниками, взрослыми (игры «Магазин», «Больница» и т. д.). Элементы подвижных игр призваны укреплять физическое здоровье детей с речевыми нарушениями. «Оречевленные» подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения. Элементы творческих игр и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от речевого нарушения. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).
Преодоление недостатков речи требует определенной системы и особых методов и приемов коррекционной работы. Творческое их использование педагогами приведут не только к устранению речевых недостатков, но и к гармоничному развитию ребенка. Игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии.
Игра "Хитрая ложечка"
Игра "Звуковой домик"
Игра "Скажи как я"
Примечания:
1. Жукова Н. С., Мастюкова У. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М. : Просвещение, 1991.
3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М. : Просвещение, 1981.
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М. : Институт практической психологии, 1997.