Климина Татьяна Сергеевна
Использование игровых обучающих ситуаций в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
"
Воспитатель – это мастер, педагогической деятельности, проявляющегося в творчестве, искусстве обучения, подход к детскому воспитанию.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воспитания детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.
Темочки:
Методические приемы принесут результат в тех случаях, если воспитатель будет применять их системно, учитывая общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Сейчас хочу рассказать о методике использования игровых обучающих ситуаций.
Овладев их, дети смогут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в группе и на участке были условия для самостоятельной деятельности воспитанников. Игрушек и пособия следует хранить в определенном месте. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее правильно распределить игровой материал, чтобы дети могли заниматься играя, не мешая друг другу.
Тихое спокойное место в группе, чаще за столом, отводится для самостоятельных игр с дидактическими материалами, рассматривания картинок, игра с пазлами, лото. Все игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные игрушки, должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы педагог мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.
С пирамидами, матрешками, вкладышами, дети должны играть под наблюдением воспитателя, но играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у детей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.
Материалы для изобразительной деятельности (Рисования) карандаши, бумага, мелки, должны храниться в закрытом шкафу, так как самостоятельно дети еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению, поэтому будет лучше, если ребенок попросит у взрослого и под его наблюдением будет рисовать.
Обязательно используем в обучении живые объекты для наблюдения (насекомые, птицы, животные, и природный материал (шишки, желуди, цветы, листья).
Для развития физической активности, используем подвижные игры, в группе должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так, в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.
После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, ее не обязательно разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.
Пополнение новым игровым материалом – важное, не единственное условие, побуждающее ребенка к длительной самостоятельной игре.
Самостоятельно развитие деятельности детей зависит от непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, при любых педагогических приемах, должно протекать в одинокого равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности. Обязательно поощряйте проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Если обращаетесь к одному ребенку или группе детей, то говорите тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Дети не воспринимают общего обращения для всех. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.
Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком – поговорить, приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пазл; третьему – рассказать интересный момент,например из сказки, используя сказочного героя.
Организуя самостоятельную деятельность детей, уделяйте внимание доброжелательному отношению друг к другу. Показывайте детям, как можно вместе играть в игры, как совместно смотреть картинки, как помочь своему другу.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы под руководством игры.