Нэлли Саванина
Использование игровой деятельности для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Нравственная основа социального поведения и общения формируется через эмоциональную сферу ребенка. Для этого важно использовать как естественно возникающие, так и специально созданные ситуации, в которых взрослый нуждается в помощи, заботе и внимании от ребенка. Родители также должны участвовать в создании таких ситуаций в семейной обстановке. Взрослые должны показывать ребенку способы выражения как положительных, так и отрицательных эмоций.
Публикация «Использование игровой деятельности для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоции служат механизмом быстрой оценки благополучия взаимодействия организма с окружающей средой, а чувства отражают восприятие человеком различных аспектов реальности.
В благоприятных условиях у дошкольника активно развиваются практические навыки, умственные и художественные способности, формируются нравственные качества и черты характера. Однако недостаток общения, ограниченная активность и скудность получаемых внешних впечатлений могут негативно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Знакомить детей с эмоциями можно начинать с трехлетнего возраста. В этот период они уже способны усваивать базовые понятия и применять их в повседневной жизни. Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные игры и упражнения, которые помогают детям узнавать и различать эмоции. Вот несколько примеров таких игр:
• Изобразите нахмуренное выражение лица, подобно осенней туче или сердитому человеку.
• Улыбнитесь, как солнце или радостный человек.
• Изобразите злость, как ребенок, у которого отняли мороженое.
• Изобразите страх, как заяц, увидевший волка.
• Покажите усталость, как человек, идущий в гору, или муравей, тащащий большую муху.
• Изобразите отдых, как турист после долгой прогулки.
Для детей игра является важным способом самореализации и самовыражения. В процессе игры они отражают события и ситуации, которые привлекли их внимание и вызвали интерес. В своих играх дети могут опираться на действия и взаимоотношения окружающих их людей.
Дети с эмоциональными трудностями могут сталкиваться с проблемами в игре. Например, они могут проявлять агрессию к игрушкам или зацикливаться на одном и том же действии. В некоторых случаях наблюдается чрезмерная привязанность к определенным игрушкам, несмотря на нормальное развитие интеллекта.
Такие особенности свидетельствуют о необходимости особого воспитательного подхода и педагогической коррекции для корректного развития эмоциональной сферы ребенка.
Игра — это один из самых эффективных способов развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. В процессе игры дети учатся распознавать, выражать и контролировать свои эмоции, а также лучше понимать чувства других людей.
Игра помогает выявить реальные отношения, в которых живёт ребёнок. Взаимодействуя с партнёрами по игре, дети проявляют свои личностные качества и открыто выражают эмоциональные переживания. Введение нового эмоционального опыта в игру, например, радость от общения с другими или перевоплощение в роли, помогает смягчить негативные эмоциональные проявления. Это способствует формированию у детей новых положительных качеств, стремлений и потребностей.
Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста можно использовать такие игры :
- Игра «Угадай эмоцию» развивает у детей способность к распознаванию и выражению эмоций, учит внимательно наблюдать за выражениями лиц и языком тела. В этой игре дети должны идентифицировать эмоции, которые изображает их товарищ, что способствует более гибкому и осознанному управлению собственными эмоциональными реакциями.
- Игра «Что ты чувствуешь?» позволяет детям активно обсуждать свои чувства и переживания. Она помогает развивать способность к саморефлексии и учит детей делиться своим эмоциональным состоянием. Это упражнение также способствует развитию эмпатии, поскольку дети учатся активно слушать и понимать эмоциональные состояния своих друзей.
- Игра «Найди пару», в которой детям необходимо сопоставить изображения или описания различных эмоций, является не только увлекательной, но и образовательной. Она способствует развитию памяти, внимания и умения анализировать ситуации.
Вовлечение родителей в игры с детьми играет ключевую роль в эмоциональном развитии ребенка. Когда родители активно участвуют в игровом процессе, дети чувствуют себя защищенными, что способствует их положительному эмоциональному развитию. Благодаря родителям дети учатся распознавать и понимать эмоции, а также находить подходящие способы реагирования на различные жизненные ситуации.
Таким образом, игровые методы являются простым и эффективным инструментом для развития эмоциональной сферы дошкольников. Посредством игры дети взаимодействуют с окружающими, что формирует прочную основу для их личностного роста и способствует установлению гармоничных отношений как в личной, так и в общественной жизни в будущем.