Вероника петличенко
Использование игр в социально-личностном развитии ребёнка и формирование доброжелательных отношений у детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное развитие – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения; складывает первичное соподчинение мотивов. Воля и произвольность становятся важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется ядро личности. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем, оценка себя в отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. В психологии существуют различные подходы к рассмотрению факторов и условий социализации, тем не менее, можно выделить две основные тенденции во взглядах ученых: - социум рассматривается как враждебная среда по отношению к ребенку, к которой он вынужден приспосабливаться; - социум рассматривается как «помогающая» среда, в которой ребенок активно адаптируется, обучаясь, воспитываясь благодаря взрослому. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы. Именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Публикация «Использование игр в социально-личностном развитии ребёнка и формирование доброжелательных отношений у детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. У ребёнка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.
Для успешного социально- личностного развития ребёнка, а именно формирование доброжелательных отношений к сверстнику, необходимо решить следующие задачи:
- формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способы управления ими;
- формирование у детей доброжелательного поведения;
- формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения.
Для решения поставленных задач необходимо создавать условия, применения которых побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам. Большое внимание при формировании у детей доброжелательного поведения уделяется обучению детей конструктивным способом решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.
В период дошкольного детства взаимоотношение и общение ребенка со сверстниками играет важную роль для полноценного социального развития. Именно в этом возрасте ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растёт его творческая самостоятельность, социальная компетенция.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что работу по социально-личностному развитию детей необходимо проводить последовательно по определённой системе. В качестве основных методов и приёмов используются :
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Основной целью осуществляемой работы по социально- личностному развитию является сформирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т. д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д. Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.
Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других.
Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети играют друг с другом или с как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).
В игре дошкольники учатся терпению и кооперативности – тем качествам, которые делают ребенка и взрослого партнерами, людьми, способными взаимно открыть друг другу мысли и чувства в интересах общего дела, без страха быть непонятым или обесцененным. Отношения с чужими взрослыми строятся по безличным правилам, предполагающим сохранение психологической дистанции, как бы очерчивающей границы территории, места, занимаемого каждым человеком. Это универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила выражения собственной точки зрения. По отношению с чужим взрослым эти правила могут быть сформулированы следующим образом :Определение дистанции связано для ребенка с восприятием позиции взрослого (кто он для меня); обозначение дистанции – это правила воздействия (кому что можно и нельзя); сохранение дистанции – удержание границ своего психологического пространства от воздействия другого человека. Всему этому ребенок учится в групповой игре со сверстниками.
К концу дошкольного периода ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим физическим и умственным возможностям, поэтому его воздействие на себя и окружающих может быть чрезмерным. Поэтому взрослым людям принадлежит важная регулирующая и направляющая роль в развитии личности ребенка-дошкольника. Чтобы найти подход к детям, взрослые должны посмотреть на них с точки зрения развития, при этом, освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка, где естественной средой общения для ребенка является игра.
Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.
В своей работе с дошкольниками уделяю большое внимание формированию фиксированности на собственном «я», сосредоточенности на отношении к себе сверстников. Начиная с младшего возраста, я использую в своей работе игры, способствующие формированию у детей социального опыта доброжелательного отношения друг к другу. Имеется картотека игр, которая помогает регулярно использовать эти игры : включать их в образовательный процесс и использовать их в повседневной жизни.
Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре – ведущей деятельности дошкольников. Дело не в том, что ребёнок большую часть своего времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребёнка к новой, более высокой ступени развития.
Впервые в игре появляется важнейшая способность – действовать в плане представлений. В игре ребёнок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой. Он видит себя в разных ролях, строит в воображении сюжет игры. В игре развиваются мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребёнок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. Работая с детьми дошкольного возраста нередко можно наблюдать, что совместные игры кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия. Оценке его действий обычно предшествует видение и непосредственное восприятие. Так познаётся сверстник, так создаётся представление о нём. Эта причина – невнимательность – «закрывает» другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор, причина которых – обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности.
Поэтому я считаю, что игра наиболее эффективная форма по формированию у детей сознательного опыта, умения общаться с ровесниками. Именно игра помогает формированию доброжелательного отношения друг к другу. В течение нескольких лет я использую разнообразные игры, способствующие формированию у детей социального опыта, развитию эмоций и навыков общения. Среди этих игр есть словесные игры-действия, игры-движения. В эти игры можно играть безо всяких атрибутов, в игровой комнате, в доме и на участке. Содержание, правила, ход игры направлены на развитие способностей видеть другого, чувствовать некую общность с ним.
Основная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) : подвести ребёнка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Важно научить детей осознавать эмоциональное состояние, познакомить малыша с «Азбукой чувств». С детьми этого возраста проводятся следующие игры: «Две лягушки», «Зайка в лесу», «Солнышко и дождик», «Зайчонок.
С детьми среднего возраста проводятся игры более сложного содержания. Цель этих игр – формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, развивать коммуникативные качества, развивать имитационные навыки, создать положительный эмоциональный настрой. Дети с удовольствием участвуют в играх таких как : «Фотографии гномиков», «Представьте себе», «Волшебное превращение», «Доктор Айболит» (герои сказки К. Г. Чуковского).
Игра «Фотографии гномиков». Воспитатель рассказывает детям о том, что в гостях у них побывали гномики и оставили свои фотографии. Предлагают детям догадаться, какое настроение было у каждого из гномиков (весёлый, грустный, сердитый, спокойный).
На основе анализа литературного материала мною составлена картотека игр для детей 3-6 лет. Среди них есть и известные игры и новые: «Если бы я был волшебником…», «Театр теней», «Как я могу изменить мир к лучшему», «Что такое радость», «Я и другие», «Я глазами других», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Два барана», «Тень», «Мышь и мышеловка», «Закончи предложение», «Кляксы», «Цветик-семицветик», «Подбери маску», «Подбери цветок к настроению», «Фотография», «Вредные советы», «В каком домике», «Хвосты», «Тише-громче», «Кто живет в Зазеркалье?», «Островок злости», «Переходы», «Общий круг», «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Муравьи», «Ожившие игрушки», «Выбери партнера» и др. (см. Приложение № 2)
Когда игры проводятся впервые, они иногда кажутся детям странными и непривычными. Однако невербальные контакты, используемые в игре, снимают напряженность, боязнь того, что кто-то может обидеть.
Так, например, игра «Общий круг» помогает объединить детей, создать доброжелательную обстановку. Игра проводятся с детьми, начиная с трёхлетнего возраста.
Задача игры – сосредоточить внимание на партнёре. Если кто-то захочет что-то сказать другому, воспитатель не препятствует.
Ход игры. Воспитатель, собрав детей вокруг себя : «Чтобы я могла вас видеть, и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковёр, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей».
Игра «Переходы» (4-5 лет). Главное условие этой игры – никаких шумных обсуждений. Играющие рассаживаются на стульях, образуя полукруг. Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание обратив на цвет волос партнёров. Затем – поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался партнёр, у которого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее и т. д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые тёмные волосы.
Проведя с детьми эти и другие подобные игры, я заметила, что дети стали более внимательными друг к другу. Они играют в то, что больше всего их эмоционально затрагивает.
Примечательно: особенность современных детей – идентификация с отрицательными героями. С одной стороны это особенно характерно для слабых детей. Когда они рассказывают сказки, то идентифицируют себя с отрицательными героями. Дети с высоким уровнем тревоги, таким образом, защищаются от страхов. Отрицательные, жестокие герои в их представлении сильнее добрых. Дети убеждаются, что их родители, которых они любят больше всего на свете, беспомощны перед злом. Отсюда и идентификация зла.
С детьми старшего дошкольного возраста активно используются словесные игры, вводятся проблемные ситуации, игровые упражнения, тренинги.
Для того, чтобы обобщить представление детей о добре и эмоциональном состоянии, которое способствует этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки с детьми старшего дошкольного возраста. Научить дошкольников 5-7 лет передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка помогают следующие игры:
Игра «Закончи предложение».
- Я обижусь, когда…
- Я сержусь, когда
- Я радуюсь, когда…
- Я грущу, когда…
Важно познакомить детей со способами выражения эмоций и управления ими; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния, справиться с отрицательными эмоциями поможит игра «Надуй воздушный шарик.
Игра «Надуй воздушный шарик». Всю обиду и гнев поместить в воздушный шарик. Завязать его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Игра «Цветопись настроения».
Красный цвет – восторг; жёлтый – мне приятно; оранжевый – радость веселья; зелёный – спокойное настроение; синий – грустное настроение; феолетовый – тревожное настроение; чёрный – унылое настроение; белый – состояние страха.
Взрослый обращает внимание на общий фон настроения. Выясняет причину печали, грусти или тревоги, если такие переживания есть.
Для уточнения, закрепления знаний детей об основных видах эмоций была разработана специальная игра «Настроение», основанная на классической пиктограмме. Она представляет собой набор кукол с различными мимическими выражениями лица, выражающими разные эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, удивление.
При демонстрации определенной эмоции обращаю внимание детей на мимические проявления, например, как сдвинуты брови в гневе, как приподняты при удивлении и т. п., и даю возможность ребятам продемонстрировать это самим. Затем показываю пиктограмму и объясняю, что на схеме эти эмоции выражаются также. Для закрепления материала показываю пиктограммы в любой последовательности, а дети должны назвать эмоцию и показать её.
Для индивидуальной работы выбираю другую игру – «Подбери маску» (см Приложение «Картотека игр»).
После проведения игр, поведенческих тренингов поведение у детей значительно улучшилось. В поведении у детей исчезли агрессивные тенденции, появилась доброжелательность. Также стали преобладать положительные эмоции, а нежелательные эмоции дети стараются сдерживать. Изменился характер детских рисунков.
Исходя из всего сказанного, я предлагаю игры, направленные на формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу, адресованные детям среднего и старшего дошкольного возраста. Эти игры направлены на привлечение внимания к партнёру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
Игры, которые я использую в своей работе, чрезвычайно просты и не требуют специальных условий: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи», «Ожившие игрушки» и др.
Какова моя роль в этих играх? Играть вместе с детьми, показывать образцы игровых действий, время от времени комментировать происходящее, направлять внимание. В игру приглашать только желающих; если кто-то отказывается, не настаивать, но стремиться ненавязчиво заинтересовать общей игрой.
Игра «Жизнь в лесу» (5-6 лет). Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) : «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…» Дальнейший ход игры воспитатель разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Ожившие игрушки». Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя) : «Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал». По окончании игры дети по просьбе воспитателя рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
Содержание игры, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. Я думаю, что могут возразить: не так-то легко увлечь проблемного ребёнка. Мой совет: желательно, чтобы с ним в паре был взрослый. Убедившись, что такой ребёнок увлёкся, можно переключить его на игру с другими детьми.
Игра «Опиши – мы угадаем» (5-6 лет).
Вызванный ребёнок описывает любого из детей группы, перечисляя его внешние качества и черты характера, а остальные дети должны догадаться, о ком идёт речь.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, возмущения и т. д.
Для творческих способностей детей адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека, а также для формирования сплочённости группы, с детьми 6-7 лет проводятся игры: «Я и другие», «Как я могу изменить мир к лучшему», «Театр теней» и др.
Как показывает практика, дети стали самостоятельно без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть, заметно снизилась агрессивность тех, кого мы называем проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций. Они стали более внимательными, у детей появилось желание помочь друг другу, сопереживать в сложившихся ситуациях.
Своим опытом по социальному и эмоциональному развитию детей, формированию у них доброжелательных отношений я делюсь с педагогами детского сада. Разработанная в нашей группе картотека игр используется воспитателями разных возрастных групп. Мною было подготовлено выступление на педагогическом совете «Социальное развитие детей дошкольного возраста».
Свою работу по социально-личностному развитию, формированию социального опыта, дружелюбного общения я провожу совместно с родителями.
Главная задача взаимодействия с родителями – установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Установление таких взаимоотношений возможно только в случае обоюдного соблюдения партнерами интересов друг друга.
На мой взгляд, интерес родителей заключается в качественном и образовании ребенка и собственном росте как воспитателя своего ребенка. А интерес воспитателя заключается в поддержке педагогических усилий семьи воспитанника.
Совместно с родителями мы обсуждаем актуальные проблемы, стараюсь привлечь внимание к насущным вопросам воспитания детей. Вместе мы стараемся найти приемлемые способы взаимодействия.
Был проведен опрос родителей на тему: «В какие игры играет ваш ребенок». Выяснилось, что трое родителей не знает игр своих детей, четверо дали типовые ответы (куклы, машинки, от троих я услышала обобщенные ответы: рисует и лепит, в «хорошие», в «развивающие»…
На родительском собрании вниманию родителей были представлены игры, в которые можно играть и в детском саду и дома. Мною было подготовлено выступление «Играем вместе» (о совместных играх родителей и детей).
Была организована выставка игрушек, помогающих снять агрессию, напряженность, создать положительный эмоциональный настрой ребенка.
Была подготовлена и проведена консультация для родителей на тему: «Во что играют современные дети».
Я считаю, что формирование социального опыта у детей имеет важное значение, оно поможет в дальнейшем дошкольникам общаться, дружить, уступать друг другу, именно использование этих игр поможет ребенку стать уравновешенным, отзывчивым, доброжелательным, уметь сочувствовать, сопереживать.