Виктория Морина
Использование художественной литературы в воспитании эмпатии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмпатия – путь к успеху каждого ребенка!
Духовное и интеллектуальное начало ребёнка развивается благодаря эмпатии, она способствует тому, что малыш положительно приспосабливается к обществу.
Эмпатию важно развивать, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с которыми мы непосредственно контактируем: это наша семья, одногруппники в детском саду, дворовые друзья, кассиры в магазине и просто какие -то знакомые. Чем легче ребенок дошкольного возраста будет чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем проще ему будет жить.
Публикация «Использование художественной литературы в воспитании эмпатии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Психологи утверждают, что эмпатию надо воспитывать, потому что данное качество оказывает влияние на развитие детей. Сопереживание – очень важный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества. Один из фундаментальных путей развития эмпатии ребёнка лежит через художественную литературу. Дело в том, что художественная литература является древнейший способ человеческого общения и один из наиболее подходящих детям. Художественная литература способна воздействовать на личность через переживания и быть условием для ее развития. Когда мы читаем какую-нибудь историю, мы пытаемся предугадать действия и поведение героев, изучая их мысли, чувства и намерения. Мы сопереживаем героям, невольно ставя себя на их место и воображая свои реакции и поступки, окажись мы в такой же ситуации. Некоторые произведения открывают нам смысл на происходящее, ранее казавшееся нам бессмысленным, и предоставляют возможность понять людей из других стран и эпох – возможность, не всегда доступную в реальной жизни. Описываемые вымышленные события активируют в мозгу читающего те же процессы и затрагивают такие же нейронные структуры, какие были бы активны если бы читатель переживал воображаемые события лично.
Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми, они передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как сказки помогают детям увидеть мир глазами сказочных героев. Взаимодействие с героями художественных произведений порождает процессы, которые обогащают внутренний мир человека, помогают ему лучше понять себя и Другого.
Подбор художественных произведений очень важен, в него можно включить сказки таких авторов, как М. Пляцковский, Г. Цыферов, В Сутеев, Э. Успенский, С Прокофьева, К. Чуковский, Ю. Кузнецова…
Подобрать сказки можно исходя из следующих критериев:
• эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;
• социально-нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;
• соответствие содержания возрасту детей.
Возникает вопрос, как правильно использовать сказочные истории? Самый простой и естественный способ – чтение детям вслух! Читая детям сказку, необходимо внимательно наблюдать за тем, как они слушают. В процессе чтения можно просить детей высказать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, кто-то что-то добавит или что-то, наоборот, хотели бы изменить, можно высказывать свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Следующий этап, закончив чтение, необходимо обсудить сказку. Вопросы для обсуждения, желательно, подготовить заранее. Однако необходимо соблюдать два основных правила.
Во первы-х, дети должны иметь возможность сказать все, что они думают. Это значит, что взрослый не оценивает ни единого слова из того, что они говорят. Стараться не употреблять выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно».
Во-вторых, подталкивая детей на обсуждение сказки, высказать свое мнение, говорить только «мне кажется», «на его месте я бы…» и т. п. Будет хорошо, если дети научаться задавать вам вопросы, для этого их надо сподвигнуть, задав им дополнительный вопрос «вы не хотите меня спросить, почему я так думаю?», а вы будете искренне на них отвечать.
После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Рисование является важным закрепляющим фактором. После рисования (не обязательно сразу, может быть, на следующий день, предметом обсуждения может стать уже сами рисунки. Дело в том, что дети скорее выбирают сюжет наиболее значимый для них, значит, содержание рисунков может вам много сказать о реакции детей на сказку.
Следующий этап работы со сказкой это – драматизация или «проигрывание» сказки или ее частей. Строгое согласование с текстом сказки отнюдь не обязательно. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, сам текст как угодно сокращать, при этом, однако, акцентируя внимание на ключевых моментах. Если в сказке главное – уважение (М. Пляцковский «Как ослик Алфавит учился уважать старших», необходимо, чтобы ситуация уважения вышла четкой и яркой и не затерялась в общем сюжете.
И последний этап - установление связи между идеями произведения и жизненным опытом детей. Дети могут находить примерные ситуации из своей жизни, попробовать анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.
Таким образом, роль сказки в формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию неоценима. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей, примерять их на себе. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. Именно этих качеств так не хватает в современном мире. Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей.
Литературы :
1. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд. дис. М., 1987
2. Лабиринт души: Терапевтические сказки/Под. Ред. О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. – 13-е изд. – М. : Академический проект, 2016. – 175 с. – (технологии психологии).
3. Стрелкова Л. Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. — М., 1986.
4. Колупаева Ю. А. Использование книги в развитии эмпатических способностей у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 165–168.