Юлия Рябцева
Использование хороводных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время становиться актуальной проблема развития речи детей. Они начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. И как следствие, логопедическая помощь нужна большому количеству детей.
Ведь известно, что:
Публикация «Использование хороводных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Русские народные игры
- Средняя группа
- Хороводные игры
- Темочки
- Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. В этом возрасте создаются первоначальные умения и навыки, имеющие большое значение для успешного последующего развития ребёнка и определяющие языковую культуру человека.
- Речь, как одно из наиболее сложных проявлений в раннем возрасте, генерализует достижения в более простых психических проявлениях и поэтому весьма показательна для психического развития ребёнка в первые годы его жизни.
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно вести себя, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока. если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Вот тут на помощь приходят хороводные игры.
Хороводные игры - любимые забавы у малышей, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяют самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки, выражение своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Такие игры формируют произвольное запоминание текста и движений. В хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребёнка. Они включают повторы слов с чёткой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого и ребёнка.
Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. Хороводных игр огромное количество. Дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.
Картотека хороводных игр для детей раннего возраста
«Зайка шел»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, развивать речевую и двигательную активность.
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
«Кабачок»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Дети идут по кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок – «кабачок».
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком».
«Пузырь»
Цель: Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять звук ш-ш-ш.
Дети водят хоровод и говорят :
Надуваем пузыри,
Вот какие посмотри!
Постепенно расширяя круг
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Когда ведущий говорит:
Пузырь лопнул,
Разлетелись пузыри.
Дети разбегаются.
«Мы топаем ногами»
Цель: Развивать речевую и двигательную активность, учить реагировать на сигнал.
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
«Матрешки»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, а также двигательную активность.
Включите музыку и поводите с детьми хоровод :
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали, (встаем)
Себя показали.
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали. (хлопаем).
«Как на наши именины»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Возьмитесь с ребенком за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:
Как на наши именины
Испекли мы каравай:
Вот такой ширины, (расходятся подальше от центра)
Вот такой ужины, (сходятся к центру)
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой нижины (опускают руки вниз).
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай,
Я люблю, конечно, всех,
А детишек больше всех.
«Огуречик»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Педагог выбирает огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
«Зайка беленький сидит»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
«Где же наши ручки?»
Цель: Развивать речь
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения:
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают уши).
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
«Карусель»
Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Возьмитесь за руки и идите по кругу. Проговаривайте слова стихотворения:
Еле-еле-еле-еле,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(ускоряйте шаг)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
(замедляйте бег).
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончена игра.
(похлопайте в ладоши).