Екатерина
Использование графического моделирования как средство овладения словарем прилагательных детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Целью методической разработки является попытка раскрыть значимость использования графических моделей в организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Обобщенный опыт может быть использована в работе не только коррекционной направленности, но и с детьми массовых групп, а также родителями.
Использование графического моделирования как средство овладения словарем прилагательных детьми с ТНР
«Ребёнок употребляет слово, не замечая его,
как стекло, через которое видит мир,
Публикация «Использование графического моделирования как средство овладения словарем прилагательных детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
но не воспринимает его как предмет осознанно…»
А. Р. Лурия.
Российский психолог Н. Н. Подъяков отмечал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В овладении словарем прилагательных таким «ключом» познания может стать модель. Ребенок ограничен в выборе фиксирования полученной информации (записать, внести в таблицу, поэтому моделирование – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память для решения познавательных и коррекционных задач.
Доступность моделирования для дошкольников отмечалась в исследованиях Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконина, которые отмечали, что в основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.
Моделирование в своей практике используют и Н. Малетина, Л. Пономарева. Авторы отмечают, что описательная речь детей требует значительной корректировки с целью развития умения вычленять и называть признаки объекта; умения перечислять признаки в определенной
Наглядное моделирование в дошкольной логопедии называют по-разному: методика сенсорно-графических схем (В. К. Воробьева); предметно-схематические модели (Т. А. Ткаченко); блоки-квадраты (В. П. Глухов, коллажи (Т. В. Большева); схема составления рассказа (Л. Н. Ефименкова) и др. Моделирование выступает как один из методов познания с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления, анализа новых явлений и обогащения словарного запаса детей.
Результаты логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста показали, что как правило, дети с ОНР третьего уровня пользуются простыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи. В большинстве случаев используются слова бытового значения, которые они часто слышат вокруг, слабые навыки навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже. Осуществить дифференцированный подход крайне сложно, требуется много времени для подбора материала. У детей слабо формируется навык переноса усвоенного материала из одного лексико-тематического цикла в другой, и далее в самостоятельную активную речь.
Если рассматривать речь в онтогенезе, можно отметить, что становление прилагательных происходит позднее остальных. У детей с общим недоразвитием речи употребление этой части речи вызывает наибольшие затруднения даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря.
Систематический анализ результатов своей работы привел к осознанию того, что при решении речевых задач на занятиях отмечалось снижение речевой активности, отсутствие мотивации, недостаточное внимание и сосредоточенность. Именно это и послужило причиной поиска новых и эффективных форм коррекционного воздействия, которым стал метод картинно-графического плана, представленного в виде предметных картинок, которые можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики - принципу обходного пути, т е при помощи моделирования речь формируется в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Поэтому ожидаемыми результатами будет повышение речевой активности и расширение словаря.
Поскольку моделирование исключает формальную передачу знаний, новизна методической разработки состоит в совершенствовании образовательного процесса посредством использования инновационных технологий.
Независимо от использования методов и приемов работы, алгоритм обучения детей приемам моделирования включает в себя три этапа: начальный этап, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Целью использования данных графических схем в работе с детьми является расширение словаря прилагательных.
1 этап-научить читать графические символы :
а.) У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопросы, таким образом, выделяя существенные признаки путем сравнения. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например: Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
б.) расшифровка символов, раскодировка информации;
в.) рассматривание готовой таблицы.
Графические символы, как правило, опираются на ассоциативный опыт ребенка. Например, прилагательное «тяжелый» кодируется в виде картинки с изображением гири
Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов. • Что обозначает этот знак? • Что мы можем рассказать об этом объекте? • Как мы это изобразим в нашей модели? • Отгадывание загадок- составленных взрослым.
2 этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого прилагательного и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу.
3 этап: отработка навыков кодирования в разных видах деятельности. С помощью графического плана, представленного в виде предметных картинок, дети подбирают прилагательные, составляют загадки, расширяют возможности грамматического оформления предложений, а также закрепляют понимание о том, что предложения состоят из слов. Набор моделей позволяет показать многообразие прилагательных, характерных для одного предмета, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании таких моделей является то, что речь педагога сводится к минимуму.
На первый взгляд может показаться, что данные модели вносят ограниченность в коррекционную работу, но, если ввести модель числительного, речевые задачи значительно расширятся. Рассмотрим это на примере игры «Число, признак, предмет» по лексической теме «Части тела»
Правила игры следующие: :
Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — два).
Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – носик).
Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько носиков? — два носика).
Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (два носика (каких) – маленьких, детских).
Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Ребенок, начиная с цифры проговаривает полное предложение – Два маленьких детских носика.)
По такому же принципу дети рассматривают другие варианты графических схем. Этот прием позволяет составлять сложные предложения, используя союз «а» (Носик — один, а ушей — пять и т. д.).
Учитывая доступность материалов данные модели мы модернизировали, при помощи липучек и ламинирования моделей. Это позволило расширить зону работы в условиях помещения и продлило срок службы материала.
На сегодняшний день наша копилка пополняется новыми графическими символами по разным лексическим темам, а дети, поняв принцип работы с ними, повышают свой речевой уровень в ходе интенсивной практической и умственной деятельности.
Список литературы:
1 Андриянова, Т. Н. Учимся системно думать : сборник игровых заданий по
формированию системного мышления дошкольников / Т. Н. Андриянова, И. Я. Гуткович, О. Н. Самойлова ; под общ. ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001 –52 с.
2 Выготский, Л. С. : Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930
3 Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР». Москва: «Аркти», 2004.
5 Мурашковска, И. Н. Картинки без запинки / И. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс. – СПб. : «ТРИЗ – ШАНС», 1995 - 39с.
6 Роговенко Т. «Речевые тренажеры», журнал «Дошкольное воспитание», № 10, 2004.
7 Сидорчук, Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : пособ. для педагогов детских дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук. - Обнинск: ООО “Росток”, 1998.-
8 52с.
9. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит», СПб. : «Детство-пресс», 2000.
10. Персональный сайт учителя-дефектолога Ленковец Т. И. ГУО "Ясли-сад №1 г. Ганцевичи"