Сычёва Юлия Сергеевна
Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками. Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.
Задачи: познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;
Публикация «Использование головоломки „Танграм“ в работе с дошкольниками, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Танграм, головоломка
- Темочки
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,
Форма проведения: мастер-класс с педагогами :
презентация +практическая работа.
Оформление: презентация по теме мастер-класса;
Материалы для работы :
Головоломка «Танграм»
Демонстрационный материал:
Ход мастер-класса.
I. Вступительная часть. Слайд №1.
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками».
Слайд №2. Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.
Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры (изображения людей, животных, предметов обихода, буквы, цифры и т. д.).
Слайд №3. Легенда о происхождении танграма.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.
Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «Танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам» - буква.
Слайд №4. Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.
• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.
• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.
Слайд №5 Педагогическое значение игры "Танграм".
Игра способствует развитию у детей умений
играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Слайд №6. В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
Слайд №7. При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.
• необходимо использовать все семь фигур танграма;
• фигуры не должны перекрываться между собой.
Слайд №8 Изготовление танграма.
• Приготовьте квадратный лист картона, тонкого пластика, фоамирана, карандаш, линейку и ножницы.
• Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке.
• Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки
Слайд №9. Знакомство дошкольников с танграмом проходит в несколько этапов.
С чего начать?
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, дом. Ребенок должен сориентироваться в головоломке : посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
Слайд №10. 2 этап. Складывание фигур по схеме-контуру, где дети накладывают части танграма непосредственно на схему.
Слайд №11. 3 этап. складывание фигурок по образцу. На этом этапе дети визуально делят образец на части и выкладывают фигуру на плоскости.
Слайд №12. Можно придумать множество игр с танграмом. Например, игры на взаимодействие. Разбиться на пары, взяться за руки и свободными руками собирать заданные фигуры либо в воздухе, либо на плоскости. Пары могут составлять: ребенок + ребенок, ребенок + родитель.
Слайд №13. Спасибо за внимание!