Любовь Николаевна Шаронова
Использование форм малого фольклора в развитии детей раннего возраста
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре». Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Публикация «Использование форм малого фольклора в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Целью моей работы является: повысить уровень развития речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи работы:
- Развивать речь с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах.
- Развивать навыки выразительной, правильной речи через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, закличках, подвижных и хороводных играх.
- Сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас.
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Фольклор - устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали - поехали”, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный собиратель фольклора - П. В. Кириевский говорил, что: - «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»
С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.
А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам, сказкам, подвижным играм.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например:
Доброе утро, заинька моя.
Доброе утро Вероника.
Я Веронику люблю,
Ей песенку спою:
Кто у нас хорошая?
Кто у нас пригожая?
Вероника хорошая
Вероника пригожая.
Наша деточка в дому
Что оладышек в меду
Красно яблочко в саду.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.
В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.
В самом начале учебного года проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей. Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексе, изучаемые звуки.
Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения с взрослым.
Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки «Ладушки - ладушки, Сорока белобока, Этот пальчик дедушка., Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С маленькими детьми работаю следующим образом: беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны, поднимаю на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
Потешки помогали наладить эмоциональный контакт с детьми. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки,
Для Маминой потешке.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять
Спи, малютка почивай.
Глаз своих не открывай.
Вот и люди спят
Вот и звери спят
Птицы спят на веточках,
Лисы на горочках
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят, всему миру спать велят.
Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.
Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить их. Какой радостной улыбкой встречает малыш.
Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым.
В фольклоре есть комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием.
Умница Сашенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда
Не осталось и следа.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол,
Бери ложку, бери хлеб
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Быстрее вырасти хотим.
Использование потешек во время кормления помогло научить самостоятельно есть разнообразную пищу.
Травка - муравка, со сна поднялась
Птица - синица за зерно взялась,
Зайка за капустку, мышка за корку,
Детки - за молоко!
Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.
Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими потешками как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико …
Чистая водичка,
Умоет Саше личико
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться.
Дверцу шкафа открывай
И одежду доставай.
На мою малышку,
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два,
Застегнем застежку,
Обуем ножки,
Бегай по дорожке
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки - сапожки,
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки, этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки;
Этот с левой ножки, этот с правой ножки
Вот как хорошо.
Настенька маленька
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая
Настя чернобровая.
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и кепочка - раз, два!
Надо Машу одевать,
И скорей идти гулять!
Потешки, поговорки, загадки, заклички - исключительно благоприятный материал для наблюдений в природе. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.
Для малоподвижных детей, использую потешки, которые побуждают их двигаться
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Встань малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок
Большие ноги шли по дороге,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:
Сосна, сосна
Отчего ты красна?
Оттого я красна,
Что под солнышком росла!
Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. И каждая из природных стихий, каждое из природных явлений запечатлелось в них как чудесная сила, к которой обращались с просьбами об урожае, хорошей погоде, о дожде, который шел бы «не там где жнут, а там где ждут!».
Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка - колоколнышка!
Солнышко – ведрышко
Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.
В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.
Хорошо известны детям потешки, я использовала в играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривала «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, я учу их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как зайка шевелит ушами, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д.
Часто как ритмический аккомпанемент использую деревянные ложки. Дети показывают, как скачут лошадки, (стучат ложками, изображая цокот). Еще учу детей, проговаривая потешку, ритмично и в такт стучать ложками. Например, возьмем такую прибаутку.
Как у наших у ребят
Застучали ложки в лад.
Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли
Всем нам нравятся они.
Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой цепью, обыгрывая малые формы фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан, ложки).
Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Произведения устного народного творчества помогают воспитателю наладить эмоциональный контакт с детьми, как в образовательной деятельности, так и в свободной, игровой деятельности.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека. В сказках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
- Петушок - петушок.
- Наши уточки с утра.
- Курочка - рябушечка.
- Дай молочка, Буреночка.
- Люли, люли, люли, прилетели гули.
- Сорока - ворона.
Малый фольклор применяю и в играх – драматизациях. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме: в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомлю с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания.
Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Работая, с детьми раннего возраста я увидела, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимные моменты, речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать четверостишия и даже небольшие роли.