МААМ-картинки

Использование фольклорно-этнографического материала для изучения Орловского края в общеобразовательной работе с детьми (6 фото)

Наталья Сидорова
Использование фольклорно-этнографического материала для изучения Орловского края в общеобразовательной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

«Уважение к минувшему –

вот черта, отличающая образованность от дикости»

А. С. Пушкин

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Но как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе.

Публикация «Использование фольклорно-этнографического материала для изучения Орловского края в общеобразовательной работе с детьми» размещена в разделах

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений искусства. Строитель возводил храм — получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч. В наличниках и коньке, тонком деревянном полотенце, украшавших избу, плотник творил фантастических зверей и птиц, цветы и травы. Прямо с расписной прялки скакали былинные кони, а праздничные сапоги, сшитые сапожником, напоминали те, про которые в былинах пели, что под пяту воробей пролетит, а около носка хоть яйцо прокати. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность – все слилось в поэтическом голосе народа.

Русская народная культура известна всему миру своим глубоким содержанием и совершенной неповторимой формой. К ней в разные эпохи были обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Для нас, педагогов детских садов, русская культура, народное творчество, литература являются незаменимыми средствами педагогического воздействия на личность ребенка. Трудно найти более ценный материал для воспитания у детей любви к Родине, к окружающей природе. А Родина начинается с родного города, села, и духовно богатым становится человек, если он знает историю родного края, обычаи и традиции людей, живущих на этой земле, уклад жизни людей прошлых столетий.

Современная урбанизация не может в полной мере сформировать богатый духовный мир у ребенка. Основная задача педагога – обратить взор ребенка на уклад жизни, убранство избы села Орловщины далеко прошлого. Поэтому был собран этнографический материал для своего «Музея предметов быта и старины», экскурсантами которого являются дошкольники, их родители, педагоги и наши гости.

Оглядываясь назад, можно сказать, что выбор нашей темы актуален и интересен для детей и взрослых.

Для успешной работы по данной теме придуман и составлен план изучения и использования в работе с детьми фольклорно-этнографического материала нашей малой Родины, который включает:

1. Встречи со специалистами по данной теме.

2. Изучение печатного материала.

3. Организация экспозиции экспонатов для «Музея предметов быта и старины» в нашем детском саду.

4. Составление конспектов занятий, бесед фольклорно-этнографического характера для детей старшего дошкольного возраста.

5. Работа с родителями по данному разделу образовательной работы.

В нашем городе есть Областной краеведческий музей, который славится богатством экспонатов и прекрасными специалистами, энтузиастами своего дела. Они оказали нам неоценимую помощь в размещении экспонатов в нашем маленьком музее.

Прежде всего, мы, взрослые, должны обогатить нашу память и знания о природе Орловского края, о предметах старины. Поэтому были организованы беседы, проведены занятия со специалистами Орловского краеведческого музея в детском саду. Дети с интересом просмотрели слайды, видеофильм «Путешествие в каменный век» с подробными комментариями жизни наших предков.

Увлекательный рассказ заведующей отделом археологии Плаховой Елены Юрьевны произвел неизгладимое впечатление на наших воспитанников. С большим интересом дети слушали легенду о названии города Орла: частые набеги татар требовали строительства новых укреплений. Московский царь Иван Васильевич Грозный осматривал военные укрепления вдоль южных рубежей Московского государства. Во время этой поездки он выбрал место для строительства новой крепости. Таким пунктом оказалось место впадения реки Орлик в реку Оку. Здесь скрещивались сухопутные и речные торговые пути. По преданию Иван Грозный увидев, что с высокого дуба, росшего на этом месте, взлетел орел, предложил назвать новую крепость Орлом. Об этом событии в летописи под 1566 годом записано следующее: «…Того же лета повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руссии поставлен бысть город по поли на реке Орлее». Дети запомнили легенду, обсуждали между собой.

В нашем дошкольном учреждении есть «Музей старинных вещей», экспозиция которого постоянно увеличивается. Каждый из экспонатов имеет свою историю. Об этом хорошо известно и сотрудникам, и детям. Это домашняя утварь (чугун, таган, ухват, маслобойка, утюг, рубель, валек, плетушка, севалка, безмен, серп, различные глиняные кувшины и горшки, самовары, лапти. Различные полотенца, оформленные в основном в стиле Орловского списа. А ведь были времена, когда без полотенец никуда: ни одно крупное событие в жизни человека не обходилось без него – и свадьба, и рождение, и похороны. Хлеб, соль тоже подавали на расшитом полотенце.

С давних времен сеяли на нашей Орловской земле лен и коноплю, и ткали из них холст и полотно. Домотканые дорожки, половики, дерюги и постилки делают уютным и домашним наш «Музей быта и старины».

В нашем музее мы часто проводим с детьми занятия, беседы, праздники, на которых дети, слушая рассказ педагога, видят перед собой объект изучения, а, как известно, широкая наглядность – один из основных дидактических принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дети могут прикоснуться своими руками к нежному узору на полотенцах и рушниках, шторах, салфетках. Они могут походить по пестрым, ярким, домотканым дорожкам, посмотреть в действии русскую прялку, попить чай из настоящего самовара, послушать сказки, сидя на большом, широком, уютном сундуке. Они могут забыть на некоторое время, что они горожане современного промышленного города, и окунуться в мир иных вещей, предметов, представлений, эмоций.

Пребывание детей в музее, несомненно, оказывает на них большое духовное и эстетическое воздействие, а также вносит определенную лепту в патриотическое воспитание.

При рассмотрении карты Орловской области мы с детьми нашли на ней город Орел, многие районные города – Ливны, Болхов, Дмитровск, Мценск, районные поселки. Дети знают историю названия нашего города.

Любить свой край означает хорошо знать его историческую природу. Лес давал древесину для постройки жилищ и дрова для отопления, из лыка и бересты плели обувь – лапти, изготавливали корзины, севалки. Из дерева делали орудия охоты. Древесина, липа и осина шла на выделку кадок и бадей, ложек и другой посуды. Из больших бревен долбили лодки.

Некоторые экспонаты нашего музея сделаны руками родителей и прародителей, которые, к счастью, могут прийти, рассказать и показать, как ими нужно пользоваться на практике. Как известно, только тесная связь педагогов и родителей является залогом успеха работы педагога по любому разделу. Поэтому мы советуем им посещать с детьми музеи и выставки нашего города.

Оглядываясь на пройденный путь, можно остановиться на некоторых результатах нашей работы :

- создание музея наглядно, ярко показывает специфику образовательной работы в нашем детском саду;

- благодаря элементам изучения этнографии и фольклористики Орловского края работа с родителями и детьми стала разнообразнее и интереснее;

- работа по данной теме, несомненно, способствует патриотическому воспитанию взрослых и детей нашего дошкольного учреждения.

В настоящее время в силу великих социальных политических и исторических перемен произошел большой всплеск к народной культуре, народному творчеству россиян. И мы хотим, чтобы наши юные воспитанники были полны чувства национальной гордости за великую Россию.

Использование фольклорно-этнографического материала для изучения Орловского края в общеобразовательной работе с детьми
Уважение к минувшему вот черта отличающая образованность от дикости А Пушкин Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы Это касается нравственных ценностей отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям Изменилось и отношение людей к Родине Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране то сейчас о ней говорят в основном негативно
Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. НеменскогоЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклорно-этнографического материала для изучения Орловского края в общеобразовательной работе с детьми
Опубликовано: 15 августа 2021 в 11:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклорно-этнографического материала для изучения Орловского края в общеобразовательной работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сидорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД