Валентина Абрамова
Использование фитнес технологий в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного человека. Люди все больше времени проводят у мониторов телевизоров и компьютеров, за разговорами по телефону, даже для того что бы купить еду не обязательно идти в магазин — достаточно заказать доставку. В общем, образ жизни современного человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается.
Публикация «Использование фитнес технологий в ДОО» размещена в разделах
Современные дети — это продукт нашего современного мира, объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто другие. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить.
Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство. В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников: 1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура, развитие физических качеств. Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование. ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия во всех видах человеческой деятельности.
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ привлекает ребят за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.
Детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики. Детей в группе детского фитнеса обычно не более 10 человек. Как правило, для детей используется игровая форма обучения – это помогает ребятам полностью расслабиться и с удовольствием выполнять требования педагога.
Фитнес в детском саду позволяет существенно улучшить иммунитет ребенка. В результате выполнения определенных упражнений у малыша формируется правильная осанка, развивается гибкость, ловкость, выносливость и сила. Помимо этого, дается возможность развивать психологическую устойчивость, а также самостоятельность ребенка. Применение игровых элементов дает возможность малышу адекватно реагировать на конфликтные ситуации, и помогают определиться с жизненной позицией.
Стоит отметить, что нет противопоказаний для занятий фитнесом в ДОУ. Но все же, если у ребенка имеются хронические заболевания, то стоит подобрать программу, которая будет направлена на их исправление.
На данный момент детский фитнес набрал огромную популярность, в результате существует огромное количество разновидностей, например:
Фитбол – это занятия, которые используют мячи для фитнеса. Благодаря таким занятиям происходит развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.
Степ-аэробика – происходит развитие равновесия, моторики, позволяет детям научится ровной ходьбе. На таких занятиях упражнения осуществляются зачастую под музыкальное сопровождение, в результате чего укрепляется стопа.
Лого-аэробика – при выполнении некоторых физических упражнений, дети декламируют стихотворения, нерифмованные фразы. Благодаря таким занятиям малыш не только развивается с физической стороны, но и происходит развитие речи.
Детский фитнес в бассейне – при таких занятиях зачастую используют упражнения с аквааэробики.
Занятия детским фитнесом имеют свои значения и выполняют определенные задачи, такие как:
1) Повышение сопротивляемости организма;
2) Укрепление опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Укрепление силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, т. к. оно может существенно ограничить двигательную активность ребёнка. Развитие и укрепление всех основных мышечных групп;
3) Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, и предупреждению застойных явлений;
4) Улучшение физических способностей: координация движений, сила, выносливость, скорость;
5) Укрепление формирования основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
6) Повышение устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Несмотря на, без сомнения, достаточно высокую значимость занятий детским фитнесом в ДОУ, самое главное в таких учреждениях – инструктор детского фитнеса (роль которого может выполнять инструктор по физической культуре, так как именно от него зависит окончательный результат и самое главное, чтобы он не навредил ребенку. Инструктор обязан уделять по максимуму внимание всем воспитанникам, следить, чтобы дети правильно выполняли упражнения и не потеряли интерес к тренировкам. Занятия должны быть наполнены полезными, постоянно усовершенствованными упражнениями. В результате взаимодействия с инструктором, происходит развитие не только сердечно – сосудистой системы, гибкости, координации, силы и др., но и происходит регулировка психоэмоционального уровня, в результате чего ребенок может спокойно противостоять различным конфликтам и стрессам.
Детский фитнес с детства приобщает воспитанников ДОУ к здоровому образу жизни, развивает двигательные навыки. Для этих занятий детям специально разрабатывают программы упражнений. Дети веселятся, танцуют и фантазируют. Занятия детским фитнесом увеличивают способность ориентироваться в пространстве, развивают их физически, улучшают координацию, учат детей общаться и играть друг с другом.
Хотелось бы, чтобы ДОУ активно внедряли занятия детским фитнесом в свои образовательные программы. Это полезно и интересно не только воспитанникам, но и самим педагогам. Если педагоги стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, то и дети будут следовать их примеру и воспитывать в себе любовь к физической культуре и спорту.