Светлана Юртаева
Использование дидактического синквейна в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Публикация «Использование дидактического синквейна в логопедической практике» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности
- Гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например
1. Машина
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода
Для того чтобы детям было проще ориентироваться в составление синквейна, я разработала специальную схему: лист бумаги, расчерченный на пять строк и набор фишек.
• первая строка – белый квадрат, для обозначения неживых (неодушевленных) предметов и желтый квадрат, для обозначения живых (одушевленных) предметов;
• вторая строка – два коричневых прямоугольника, для обозначения прилагательных (слов- признаков);
• третья строка – три оранжевых треугольника, для обозначения глаголов (слов-действий);
• четвертая строка - веселый смайлик, грустный смайлик, отражающие свое отношение к теме;
• пятая строка – знак вопроса, для называния слова обобщения. Работу по составлению синквейна я начинала индивидуально с каждым ребенком, ориентируясь на индивидуальные возможности, используя знакомые понятия, затем мы работали по подгруппам. Могу отметить, что детям заниматься со схемой интересно, почти все дети справляются с заданием, но несколько человек испытывают трудности и им нужна помощь.
Небольшой опыт применения технологии составления синквейна показал, что у детей обогащается словарный запас; они лучше владеют обобщением; усваивают понятия: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак; учатся правильно, понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.