Наталья Николаевна Евтифеева
Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна лягушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование синквейна в процессе изучения сказки
Цель: Ознакомление детей с ОНР приёму синквейн в процессе изучения сказки «Царевна лягушка»
Задачи:
1. Научить находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.
2. Развивать лексико-грамматическую речь и мышление.
3. Научить задавать вопросы.
Публикация «Использование синквейна в процессе изучения сказки „Царевна лягушка“» размещена в разделах
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- «Царевна-лягушка», сказка
- Темочки
4. Научить самовыражаться через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Актуальность:
Для чего используем синквейн?
И литературоведы, и педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в дошкольную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний дошкольников. И укоренился в дошкольной программе благодаря сочетанию таких функций:
• развитие образного мышления;
• расширение словарного запаса;
• приобретение навыка анализа сложной информации;
• приобретения навыка выявления главного из массы информации;
• развитие умения формулировать и делать вывод;
• для учителя оценка словарного запаса и знаний дошкольника.
Алгоритм работы:
Синквейн Уже в дошкольном возрасте можно использовать такой современный и интересный приём в обучении детей рассказыванию, как синквейн.
Синквейн с французкого языка переводится как «пять строк» пятистрочная строка нерифмованного стихотворения, возникшая в России в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
В процедуре составления дидактического синквейна самое главное-это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчинённое определённым правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие.
В первой строке должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идёт речь. В первой строке пишется всего одно слово, это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?»
Во второй строке находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это прилагательные, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?».
В третьей строке содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы, отвечающие на вопрос «Что делает?»
В четвёртой строке ребёнок выражает уже непосредственно своё мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант – фраза из четырёх слов.
Пятая строка содержит одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Это существительное или местоимение (синоним то что на первой строке, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?»
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело, полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.
Что так необходимо для детей с ОНР. Применяя в своей работе метод синквейна, я заметила, что он способствует развитию критического мышления.
Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» Можно сказать, что эффективность и значимость синквейна, это:
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Таким должен быть идеальный синквейн «на пятерку». Разумеется, никто не сможет написать его с первого раза – даже круглый отличник. Поэтому большинство педагогов разрешают немного отклоняться от базовой схемы, если того потребует творческий порыв ребёнка и это поможет ему лучше справиться с заданием. Мы, со своей стороны, тоже можете помочь ребенку научиться писать синквейн, потренировавшись дома в спокойной обстановке. Это занятие может оказаться даже увлекательным времяпрепровождением для всей семьи, если подойти к нему не как к обязанности, а как к веселой лингвистической игре.
Пример:
1. Сказка
2. Добрая, волшебная
3. Рассказывает,удивляет,завораживает
4. Мне понравилось читать сказку
5. Сказанье
Пример:
1. Кто?- Иван - царевич
2. Какой он? – Добрый, красивый
3. Что он делает в сказке?- стреляет, ищет, удивляется
4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич
5. Синоним - Королевич