Приложение МААМ

Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна лягушка»

Наталья Николаевна Евтифеева
Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна лягушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование синквейна в процессе изучения сказки

«Царевна лягушка»

Цель: Ознакомление детей с ОНР приёму синквейн в процессе изучения сказки «Царевна лягушка»

Задачи:

1. Научить находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.

2. Развивать лексико-грамматическую речь и мышление.

3. Научить задавать вопросы.

Публикация «Использование синквейна в процессе изучения сказки „Царевна лягушка“» размещена в разделах

4. Научить самовыражаться через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Актуальность:

Для чего используем синквейн?

И литературоведы, и педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в дошкольную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний дошкольников. И укоренился в дошкольной программе благодаря сочетанию таких функций:

• развитие образного мышления;

• расширение словарного запаса;

• приобретение навыка анализа сложной информации;

• приобретения навыка выявления главного из массы информации;

• развитие умения формулировать и делать вывод;

• для учителя оценка словарного запаса и знаний дошкольника.

Алгоритм работы:

Синквейн Уже в дошкольном возрасте можно использовать такой современный и интересный приём в обучении детей рассказыванию, как синквейн.

Синквейн с французкого языка переводится как «пять строк» пятистрочная строка нерифмованного стихотворения, возникшая в России в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

В процедуре составления дидактического синквейна самое главное-это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчинённое определённым правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие.

В первой строке должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идёт речь. В первой строке пишется всего одно слово, это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?»

Во второй строке находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это прилагательные, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?».

В третьей строке содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы, отвечающие на вопрос «Что делает?»

В четвёртой строке ребёнок выражает уже непосредственно своё мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант – фраза из четырёх слов.

Пятая строка содержит одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Это существительное или местоимение (синоним то что на первой строке, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?»

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело, полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

Что так необходимо для детей с ОНР. Применяя в своей работе метод синквейна, я заметила, что он способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» Можно сказать, что эффективность и значимость синквейна, это:

- Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все.

- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Таким должен быть идеальный синквейн «на пятерку». Разумеется, никто не сможет написать его с первого раза – даже круглый отличник. Поэтому большинство педагогов разрешают немного отклоняться от базовой схемы, если того потребует творческий порыв ребёнка и это поможет ему лучше справиться с заданием. Мы, со своей стороны, тоже можете помочь ребенку научиться писать синквейн, потренировавшись дома в спокойной обстановке. Это занятие может оказаться даже увлекательным времяпрепровождением для всей семьи, если подойти к нему не как к обязанности, а как к веселой лингвистической игре.

Пример:

1. Сказка

2. Добрая, волшебная

3. Рассказывает,удивляет,завораживает

4. Мне понравилось читать сказку

5. Сказанье

Пример:

1. Кто?- Иван - царевич

2. Какой он? – Добрый, красивый

3. Что он делает в сказке?- стреляет, ищет, удивляется

4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич

5. Синоним - Королевич

Публикации по теме:

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Конспект ООД для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков [К], [К’]» Коррекционно-образовательные цели: 1. Обучать детей составлению рассказа с опорой на схему. 2. Совершенствование грамматического строя речи:.

Конспект занятие «Учимся сотрудничать» для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Уткина Анна Юрьевна, педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №171 «Крепыш» комбинированного вида г. Тольятти, Самарская.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость» Тема: Мой дом – моя крепость. Цель: I Логопедические 1. Совершенствование лексического строя речи: а) обогащение, активизация и расширение.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Консультация «Работа воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи» Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохраненным интеллектом оказываются.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В статье указано то, что какие возникают трудности.

Занятие для детей с общим недоразвитием речи «Дикие животные» (старшая группа) Занятие для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме: «Дикие животные». Цель: учить детей отвечать на вопросы полными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна лягушка»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 23:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна лягушка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Евтифеева (УИ 496923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД