Елена Наследова
Использование дидактических игр с мячом
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи»
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Темочки:
- Дидактические игры
- Мяч, мячик
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Ведущий вид деятельности дошкольника - игра, поэтому индивидуальный подход к ребенку осуществляется через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия, мыслить и творить и говорить.
Поэтому в своей практической деятельности приходится искать новые приемы работы с дошкольниками. Одним из эффективных приемов являются игры с мячами различной формы, размера и назначения: массажные, су-джоки, резиновые, пластмассовые и другие.
При организации игровой деятельности с использованием мячей дети не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать усталость, которая проявляется у большинства дошкольников, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию речевого материала по какой-либо лексической теме. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Дидактические игры способствуют обогащению речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, уточнению уже имеющихся у них слов, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов. Используя разнообразные дидактические игры по развитию речи, результативными являются дидактические игры с мячом.
Использование игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи - это возможность достичь на практике эффективных результатов по обобщению и расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников.
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи в процессе использования дидактических игр с мячом со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в дидактических играх с мячом, учить активно, выполнять задания вместе с педагогом;
- формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь, вызывать желание совершенствовать свою речь;
- развивать координаторные способности, двигательную активность и межанализаторное взаимодействие;
-развивать любознательность как основу познавательной активности у дошкольников;
- формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.
Новизной дидактических игр является :
1. Развитие грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо, а для детей старшего дошкольного возраста характерно эмоциональное образное восприятие окружающего мира.
2. Развитие новых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.
3. Совершенствуется моторика рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Если в других дидактических играх развиваются в основном три ведущих пальца, то в играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих рук.
Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал. Игры с мячом способствуют развитию мелкой моторики, тем самым, подготавливая руку ребенка к письму. Дети с удовольствием используют дидактические игры с мячом в самостоятельной деятельности (на прогулке, в режимных моментах). В результате коррекционный материал усваивается прочнее без переутомления.
Практическая значимость: дидактические игры с мячом способствуют развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры речи. Возможность использования дидактических игр с мячом не только на логопедических занятиях, но и в других видах деятельности детей (на музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной деятельности) стимулирует речевую активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые передают импульсы в речевые центры.
Вот несколько игр с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
•«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Результатом применения этих игр является то, что повышается процент усвоения речевого материала, каждый ребёнок становится активным участником, происходит оптимизация процесса коррекции речевых нарушений и в целом гармонизация развития ребёнка.
Считалки с мячом
Тема: «Игрушки»
Считалка «Мяч».
На каждую строчку - четыре удара мяча об пол.
Чуть ударишь этот мячик —
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет
И не хочет перестать.
Тема: «Детский сад»
Считалка «Детский сад».
На каждую строчку считалки четыре ритмичных удара мяча об пол:
Детский сад мы очень любим,
В нем играть, расти мы будем.
Тема: «Овощи»
Считалка «Овощи».
На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок
Тема: «Грибы»
Считалка «Лисички».
На каждую строчку считалки —четыре удара мяча об пол.
У мосточка под кусточком—
Две лисички, две сестрички
Тема: «Осень»
Считалка «Листопад».
На каждую строчку четыре удара мяча об пол.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Тема: «Посуда»
Считалка «На моей тарелочке».
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:
На моей тарелочке —
Рыженькая белочка,
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна.
Тема: «Продукты питания»
Считалка по мяч:
Пек Мишутка пирожки,
Вышли чудо-пирожки.
Тема: «Зима»
Считалка под мяч «Снегопад» :
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки
Тема: «Новый год»
Отстучать мячом рисунок четверостишия (каждый слог) :
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз. Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
Тема: «Зимующие птицы»
Считалка.
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Верещунья — белобока,
Все зовут ее сорока.
Тема: «Транспорт»
Считалка «Машина».
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Тема: «Домашние животные»
Считалка под мяч «Коза» :
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
За перила зацепила,
Прямо в речку угодила.
Тема: «Дикие животные жарких стран»
Считалка «Крокодил».
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
И кто в речку угодил —
Всех проглотит крокодил.
Тема: «Наш город»
Считалка под мяч «Дом».
Желательно использовать предметные картинки : бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка и т. д.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку,
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Тема: «Насекомые»
Считалка «Сверчок».
На каждую строчку считалки -четыре удара мяча об пол:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чок да чок,
Но сломался каблучок,
И за печкою — молчок.
Тема: «Хлеб»
Считалка.
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Наш сластена очень рад,
Семь пирожных съел подряд.