Ирина Патлина
Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»
Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, цвет, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: в развитие ориентировки у детей.
Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей элементарные математические представления.
Цель
Повышение методической компетентности педагогов.
Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 4-5 лет.
Задачи:
Демонстрация методов и приемов по формированию элементарно математических способностей у дошкольников среднего возраста по образовательной области «Познавательное развитие»
Формирование умения подбирать демонстрационный, раздаточный материал.
Совершенствования анализа педагогической деятельности.
Материал и оборудование : Карточки с геометрическими фигурами, геометрические фигуры, карточки с корзинками, раздаточный материал «Мячики».
Ход мастер - класса.
Уважаемые коллеги!
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх «Продолжи ряд», «Разложи мячики», «Четвертый лишний», «Выложи фигуру» .
С чего начинается занятие? (Организационного момента)
Организационный момент: Могу вам предложить игру на концентрирование внимания
Коммуникативная игра (Эмоциональное вхождение) в занятие «Продолжи». Цель: создание положительных эмоций, мотивации для дальнейшей деятельности.
Зеркало висит у нас в квартире
Мы стоим в двоем а нас ЧЕТЫРЕ
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на занятия.
В основной момент поставила ряд задач:
Задачи:
1. Развитие внимания у детей.
2. Закрепление геометрических фигур, цвета.
3. Формирование взаимовыручки друг другу, умения работать в паре.
Игровая ситуация, способствующая к переходу к основной части, с введением игрового персонажа- Мальвины.
Решить первую задачу развитие внимания у детей предлагаю с помощью игры «Продолжи ряд»
Для мотивации детей создаем проблемную ситуацию. Мальвина приготовила картинки. Но проказница Лиса напутала дорожки.
Вопросы к участникам:
Что нужно с делать что бы добраться до дома?
Как же можно добраться до дома?
Итог: участники мастер класса делают вывод, чтобы дойти до дома нужно выложить дорожку дальше.
Можно эту игру предложить детям поработать в паре.
Так же на внимания я использовала дидактические игры : «Разложи по корзинкам», «Запомни узор», «Сделай узор», «Найди пару», «Домик для фигуры».
Сейчас мы «Разложим мячики»
Ваша задача: группировать игрушки по признаку цвета (синие и желтые).
Прочтите рифмовку:
Мячик прыгнул, покатился и назад не воротился.
Надо мне его поймать и тихонько так сказать:
«Мы домой с тобой пойдем, место для тебя найдем:
Синий мяч в корзине синей будет спать, как ночью синей, ну, а желтый — не такой, будет он в корзине желтой, словно солнышко, лежать, желтым цветом согревать».
Предлагается выбрать корзинки для мячиков и ответить на вопрос: «Какие фигуры вы не положили в корзины?»
Итог: в корзины мы не положили красные квадраты.
А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (3)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (5)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (5)
8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)
9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (1)
11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)
При решение второй задачи: Закрепление геометрических фигур, цвета.
я предлагаю игру «Найди лишнюю» - учить находить отличие и сходство между фигурами, развивает логическое мышление.
Вопросы к участникам:
Предлагается рассмотреть иллюстрацию и определить, какая из фигур в этом наборе лишняя?
Объясните почему?
Вывод: У красного квадрата четыре угла. Потому что все остальные – синие и желтые круги.
Итогом мастер класса является игра -конструктор «Волшебные фигуры». Эта игра помогает закреплению названий геометрических фигур и развитию сообразительности, формирование взаимовыручки друг к другу, умения работать в паре.
Предлагается рассмотреть иллюстрацию и выложить предмет с последующим комментированием.
Вопросы к участникам:
Почему вы использовали не все геометрические фигуры?
Вывод:
Потому что Снеговик составлен только из голубых кружочков. Рыбка составлена из треугольников желтых.
В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски, книжки», «Посчитай предметы» и т. д.
Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.
Анализ деятельности:
В течении мастер класса действия сопровождаются объяснением, показом, демонстрациями, вопросами на понимание. Предоставлена возможность высказаться каждому участнику мастер класса.
Использовала технологии :
• Здоровье сберегающие технологии
• ИКТ
• Социо игровые (Игровые, сотрудничество)
• Контроль мало активности: особое внимание уделяется малоактивным детям, создавая по средствам одобрения, похвала, привлечение к работе, поощрение.
• Использовалась рефлексия детей.
Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие. В заключении я хотела бы поделиться со всеми своими пособиями.