Ольга Некрасова
Вариативное использование дидактической игры пароходик «Речевичок» в коррекции речи детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, заметила, что дети дошкольного возраста нуждаются в длительном логопедическом воздействии, процесс автоматизации звуков проходит очень медленно, наблюдаются проблемы в нарушения всех компонентов речи, а также в оформлении связного высказывания. Следовательно, наряду с другими нарушениями на первый план выходят проблемы по развитию связной речи. В условиях логопунка, чтобы сформировать, закрепить быстро все речевые компоненты необходимо качественно подбирать дидактические игры и пособия, тем самым разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату. Игра по своей сути должна быть многофункциональна и мобильна. И сегодня я хочу представить авторское дидактическое пособие пароходик «Речевичок». Изначально данная игра использовалась с целью коррекции звукопроизношения, автоматизации звуков, развития лексико - грамматических категорий, развития фонематического анализа и синтеза и уже включении их в самость речь, а впоследствии мною разрабатывались варианты игры с использованием данного пособия уже на развитие связной речи.
Публикация «Вариативное использование дидактической игры пароходик „Речевичок“ в коррекции речи детей,» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Дидактические игры
- Корабль. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Данное пособие позволяет решить ряд насущных задач стоящих пред учителем-логопедом на логопункте. Пособие многофункциональное с его помощью можно легко организовать плодотворную работу с детьми дошкольного возраста, как на логопедических занятиях, так и во время самостоятельной игровой деятельности.
Условно игры можно разделить на 3 категории:
1. Игры на подбор пары.
В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания другого кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца. Игры и упражнения : «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Расшифруй слова», «Цепочка слов (последний звук первого слова соответствует первому звуку второго слова)», «Посади цветок в клумбу (с определенным звуком)», «Рифмочки», «Назови первый, последний звук», «Подбери слово», «Добавь слово», «Закончи предложение», «Составь пары похожих слов», «Звукарики», «Подбери картинку к схеме», «Дин-Дон (мягкие, твердые звуки», «Звонкий, глухой», «Буквы и слова», «Паровоз (определяем количество слогов в слове)», «Составь слово», «Сосчитай-ка (подобрать слово с заданным количеством звуков, либо слогов)», «Составь предложение из заданного количества слов», «Назови гласные, либо согласные звуки в слове», «Подобрать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям».
2. Игры с элементом случайности в установке колец.
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошке. Таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если кольцо имеет по 8 картинок, то возможны 64 комбинации.
Игры и упражнения : «Назови сколько», «Уменьшаем, увеличиваем», «Логопедический поезд (придумать слово с определенным количеством звуков и положением места звука в слове)». «Закончи слово (добавить слог)», «Составь слово (с определенным звуком и количеством слогов)», «Читалочка», «Буквы и слова», «1, 2, 5», «Составь предложение из заданного количества слов с определенным словом», «Назови гласные, либо согласные звуки в слове», «Составь предложение из заданного количества слов».
3. Игры на развитие творческого воображения.
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
Игры и упражнения :«Мир вокруг нас», «Логико-малыш», «Выбери предмет», «У кого какой предмет», «Рассказы по картинкам», «Речь и мышление», «Учимся рассказывать», «Звуки заблудились», «Придумать слова с заданными звуками», «Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, положением звука в слове», «Две картинки (составить предложение и сосчитать слова)».
Приведу несколько примеров игр:
1. Игра «Веселые небылицы».
Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.
Ход игры : Ведущий раскручивает круги, называет две выпавших картинки, например, «коробка» и «апельсин». Другой из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок раскручивает верхнее кольцо называет выпавшую картинку, например «Яйцо». Третий участник игры связывает все слова в единую ассоциацию «под кожурой апельсина оказалось яйцо» и т. д.
2. Игра в зависимости от лексической темы «Так бывает или нет?»
Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь.
Ход игры : В верхнем круге помещены картинки на времена года, в нижних признаки разных времен года, логопед раскручивает все три кольца, придумывает предложения на выпавшие картинки, дети должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит тот раскручивает кольца и придумывает свое.
3. Упражнение «Чего не хватает?»
Цель. Учить рассуждать и делать простые выводы.
Ход игры : Игровой материал. Карточки с картинками предметов вставляем в круги, раскручиваем, смотрим на картинку, у которых чего-либо не хватает, подбираем с помощью подкручивания другого круга.
4. Игровое упражнение «Если бы.»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Ход игры : С помощью кругов логопед предлагает детям пофантазировать, раскручиваем круги, каждому достается свой круг, что выпадает на картинках:
«Если бы я был волшебником, то.» «Если бы я был клоуном, то.» и т. д.
5. Дидактическая игра на дифференциацию звуков С-Ш.
Цель: дифференциация поставленных звуков С-Ш в словах.
Оборудование: картинки на данные звуки вставлены в 2 нижних круга.
Ход. Ребенок крутит первый круг на звук С, затем второй на звук Ш и четко произносит слова.
6. Дидактическая игра «Забавные упражнения для язычка».
Цель: закрепление артикуляционных упражнений.
Оборудование: картинки и цифры вставлены в 2 нижних круга.
Ход. Ребенок раскручивает левый круг с цифрами, затем правый с картинками упражнений. Артикуляционные упражнения выполняет в зависимости от выпавшей цифры. Игра продолжается пока все упражнения не будут выполнены.
7. Дидактическая игра «Осенние листья».
Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, картинки вставлены в 2 нижних круга.
Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит игра пароходик. Ребенок крутит первый круг с изображениями листьев, затем крутит второй круг с изображением деревьев, подбирает подходящие и называет «Этот лист клена, кленовый» и т. д.
Вариантов игр множество. Все зависит от задачи, которая решается на конкретном занятии. С помощью дидактического пособия мы можем решать следующие задачи:
-автоматизировать поставленные звуки.
-дифференцировать звуки: мягкий-твёрдый, звонкий-глухой, смешиваемых в произношении.
-определять место звука в слове (начало, середина, конец) .
-классифицировать предметы.
-закреплять род существительных.
- развитие память, внимание, мышление.
- развитие фонематического слуха.
- развитие лексико-грамматического строя речи.
- развитие мелкой моторики.
- развитие связной речи.
Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Спасибо за внимание!