Получи документы

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи

СВЕТЛАНА ЦУРИХИНА
Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи

Слайд 1

Одним из условий для полноценного развития речи детей является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 2

Публикация «Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи» размещена в разделах

Насыщая групповое пространство, в первую очередь, я стараюсь заботиться о том, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, в общении, в познании.

Слайд 3

Еще Михаил Ростиславович Львов говорил: «Для того чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности».

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Поэтому исследовательская деятельность в детском саду - очень важная ступенька при подготовке ребёнка к обучению в школе.

Слайд 4

Всем нам известно, что в современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения.

Считаю эту проблему актуальной, потому что очень часто я сталкиваюсь в своей работе со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания поэтому стараюсь использовать поисково-исследовательский метод.

Я считаю, что боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Поэтому, и в своей работе использую исследовательскую деятельность с целью развития речи детей.

Использую такие методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Слайд 5

- эвристические беседы;

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Излагая материал методом эвристической беседы, воспитатель время от времени обращается с вопросами, которые побуждают детей включаться в процесс поиска

Слайд 6

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

Слайд 7

- наблюдения;

Наблюдения – это исследования, при которых ребенок ведёт визуальный контроль за объектом, позволяя событиям развиваться естественным путём и отмечая любые изменения. Результат работы фиксируется для последующего анализа. Вести наблюдения можно без оборудования, а также с применением спецсредств.

Слайд 8, 9

- опыты, эксперименты;

Опыты – это исследования, при которых объекты помещаются в искусственно созданную или натуральную среду, а ребенок входит с изучаемым предметом в активное взаимодействие.

Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Слайд 10

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

трудовой деятельности;

Слайд 11

- использование художественного слова;

Слайд 12

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Слайд 13, 14, 15, 16

- творческие задачи.

Особое место в проблемно-игровой технологии развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам, ситуациям.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Слайд 17

- трудовые поручения, действия.

Слайд 18

«Детское экспериментирование – как деятельность не задана взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

(восточная мудрость).

Слайд 19

Одним из важных условий развития деятельности экспериментирования является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети разрешают вместе с педагогом. Наличие разных материалов позволяет ребенку действовать вариативно и по-разному преобразовывать ситуацию.

Слайд 20

Развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания об объектах. В специально построенной среде ребенок получает возможность действовать самостоятельно и общаться с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Можно сделать вывод - экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе, развивает речь.

«На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний». К. Н. Венцель.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Моделирование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи
Опубликовано: 18 марта 2015 в 22:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА ЦУРИХИНА (УИ 319466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД