Татьяна Стодоля
Использование дидактических игр при устранении лексического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям: одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими.
Публикация «Использование дидактических игр при устранении лексического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Вопрос о развитии речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи нужно отметить, что необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения речевого высказывания и развития речи в целом.
Значение игры как ведущего всесторонне развивающего детей вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе.
Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактических целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры является её правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения».
Я изучила много игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А. К., а также Швайко Г. С., Архиповой Е. Ф. опираясь на разработки этих авторов, я создала комплексы дидактических игр из игр разных разделов на расширение ориентировки в окружающем и формировании словаря.
При проведении дидактических игр на логопедических индивидуальных занятиях: «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди два слова неприятеля…», «Слушай мою команду…», «Холодно - жарко», «Когда это бывает?», «Что справа», «Найди игрушку», «Куда пойдешь?», я учитывала индивидуальные особенности и возможности детей : например более интеллектуальному ребенку загадывала более сложную задачу, а ребенку со средним показателем интеллекта – легкую, но успех детей в решении задач поддерживала одинаково (ведь каждый ребенок должен быть успешен); застенчивых детей старалась ободрить, похвалить; с детьми, которые плохо владеют речью, я использовала игро – речевые стимуляторы.
Игровые задания и действия для детей подобраны были такие, которые предусматривают возможность для каждого ребенка неоднократного речевого участия. Ребенок отвечает на вопросы логопеда, участвует в диалоге со сверстником, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.
Основным игровым материалом являются предметные картинки. Для некоторых игр картинки объединяются в наборы в зависимости от цели игры. Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включались в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что – то новое, для ребенка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам.
В дидактических играх часто встречались незнакомые детям слова, и появлялся повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Имея дело с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, главное – это доступность речевого материала и включенность игры в лексико – тематический цикл.
Повторное обследование лексической стороны речи было проведено по методике Е. Ф. Архиповой «Методика обследования лексического строя речи». Выявлено, что:
уровень речевого развития у детей стал выше. Лексический запас у детей заметно вырос. Уровень обобщений стал близок к возрастной норме. Задание на конструирование предложения по опорным словам выполняли в среднем хорошо. Дети замечали все ошибки, большинство исправили самостоятельно, часть – с незначительной помощью.
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов. В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты этой проблемы требуют дополнительного изучения; проблеме применения игры в логопедической работе посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими разработано и предложено для применения достаточно много игровых приемов по преодолению нарушений в развитии лексики, грамматики, фонетики. Лексико-грамматические нарушения при общем недоразвитии речи являются ведущими, для устранения данных нарушений необходимо достаточно много времени. Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.