Юлия Маркова
Использование дидактических игр при ФЭМП у детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №106 г. Орск.
«Использование дидактических игр при
формировании у детей с ОВЗ дошкольного возраста
элементарных математических представлений»
Подготовила:
Маркова Юлия Георгиевна
2 слайд
Публикация «Использование дидактических игр при ФЭМП у детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
3 слайд
Цель: формировать у детей интерес к математике, с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у них внимания, сообразительности.
Задачи:
- активизировать умственную деятельность;
- заинтересовывать математическим материалом;
- увлекать и развивать детей;
- закреплять полученные знания и умения;
- упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
4 слайд
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.
Предлагаемые детям игры и игровые упражнения способствуют не только усвоению математических знаний, но и развитию у детей психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.
Я хочу познакомить вас с теми играми, в которые мы с детьми любим играть:
5 слайд:
Игры на развитие тактильных ощущений, моторики:
• «Узнай на ощупь» Цель: найти на ощупь цифру, геометрическую фигуру, назвать ее, рассказать, какая она.
• Мозаики
6 слайд
Закрепление знаний о геометрических фигурах:
• «Танграмм» Данная игра знакомит детей с геометрическими фигурами, учит выкладывать различные картинки из комплекта геометрических фигур.
• «Геометрический планшет» Растягивая резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка.
• Выкладывание картинок и геометрических фигур из палочек как по образцу, так и самостоятельно.
7 слайд
• Рисование предметов, состоящих из геометрических фигур, при помощи геометрических линеек по образцу и самостоятельно.
• Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).
• Игра «Собери бусы из геометрических фигур» - закрепление геометрических фигур, составление последовательности.
8 слайд
Коллажи: из каких геометрических фигур состоят изображённые картинки, сколько треугольников, квадратов, прямоугольников, какого цвета фигуры?
9 слайд
Игры на закрепление знаний о цифрах, навыков порядкового и количественного счё та:
• «Разложи правильно» Закрепление числового ряда от 1 до 10.
• «Какой цифры не стало?» Закрепление числового ряда от 1 до 10.
• «Назови соседей числа»
• Игры на закрепление порядкового счё та: «Который по счёту?», «Разговор чисел», «Считай дальше».
Для отработки порядковых отношений, использую литературные произведения, например:
К. Чуковский «Тараканище»
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле…
Беседа: «Кто ехал перед комариками?
После зайчиков?
Между раками и львами? И т. д.»
10 слайд
Игры на закрепление состава числа из двух меньших чисел:
• «Загадочные числа» Закреплять представления детей о составе чисел первого десятка, закреплять умение соотносить число с цифрой;
• «Математические весы» с помощью этой игры дети учатся сравнивать числа, повторяют состав числа и математические действия.
11 слайд
• Абак использую в индивидуальной работе с детьми для закрепления умения образовывать число путем увеличения (уменьшения) предыдущего на единицу, для закрепления состава чисел первого десятка.
• «Волшебные цветы и звезды» Закреплять состав числа из 2 меньших чисел.
12 слайд
• Альбом на закрепление состава числа
• «Числовые домики»
• «Математические часы»
13 слайд
• «Яблоня сложения» Эта игра учит детей решать примеры на сложение, закрепляет умение соотносить количество предметов с числом, закрепляет состав числа из двух меньших.
• «Математическая машина» Игра позволит детям закрепить состав чисел первого десятка и тренировать мелкую моторику.
14 слайд
Дидактические игры на закрепление умения сравнивать, ставить знаки «+», «-», «=».
• «Составь пары и сравни» Сравнение неравночисленных множеств предметов путем установления пар.
15 слайд
• «Учимся считать», «Посчитай и сравни» Закрепление вычислительных навыков, упражнение в умении сравнивать.
16 слайд
Так же использую подручный дидактический материал для счёта (счётные палочки, кубики, звездочки, жёлуди, шишки, камешки и прочий материал, помогающий усвоить прямой и обратный счёт, количественный счёт. Закрепить умение пользовать математические знаки «+», «-», «=».
При подготовке детей к обучению письму, работаю с детьми над развитием графических навыков, умением ориентироваться на листе бумаги в клетку.
В заключительной части занятия по математике, мы с детьми пишем в тетрадях в клеточку, в которых мы отражаем и пройденные на занятиях цифры и геометрические фигуры, закрепляем состав числа, так же идёт закрепление элементарных счётных навыков и умения пользоваться математическими знаками.
Использую словесные игра на развитие временных представлений: (утро, день, вечер, ночь)
«Назови пропущенное слово»
Утром пришёл в д/с, а ушёл….,
Завтракаем утром,а обедаем,
На различение предлогов (на, под, в, за)
«Где птичка?», «Угадай, куда положили?»
На пространственную ориентацию
«Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку)
«Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)
17 слайд
Немаловажную роль играет и самостоятельная деятельность детей в центре «Занимательной математики».
Ведь именно в самостоятельной деятельности ребё нок сам:
• воспринимает игровую задачу,
• выбирает пути и способы достижения результата,
• высказывается по поводу игровых действий,
• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной
цели,
• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.