Лейсан
Использование дидактических игр и упражнений в воспитании сенсорной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период складываются все системы и функции организма ребенка, происходит не просто «количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков», но «прежде всего качественные изменения в организме и психике».
Основой познания мира, направленной на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, является сенсорное развитие, первой ступенью которого является чувственный опыт. От того, насколько совершенно дошкольник будет слышать, видеть, осязать окружающее, в значительной степени в дальнейшем будет зависеть успешность его умственного развития.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений в воспитании сенсорной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
По мнению психологов и педагогов, необходимым фактором эффективного воспитания сенсорной культуры дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.
Сегодня не вызывает сомнения утверждение ведущих психологов и педагогов о том, что полноценное общее развитие дошкольников невозможно без воспитания у них сенсорной культуры.
Термин «сенсорная культура» включает 2 понятия: сенсорный (от латинского слова «sensus» - чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям, и культура - «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни», высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение..
С термином «сенсорная культура» тесно связаны такие понятия, как «сенсорное развитие» (необходимое условие успешного овладения любой практической деятельностью, «сенсорное воспитание», «сенсорный опыт».
Сенсорное развитие – «это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, весе, положении в пространстве…», а также запахе, вкусе и т. д.
С одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо не только для успешного обучения ребенка в детском саду, но и в школе.
Для полноценного сенсорного развития необходимо целенаправленное сенсорное воспитание, важность которого определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях.
Сенсорное воспитание - это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Большую роль в жизни детей, по мнению ведущих педагогов и психологов, занимает игра, которую Александр Владимирович Запорожец называл «специфической детской деятельностью».
Дидактическая игра – это «вид игры, организуемой взрослыми для решения обучающей задачи».
Дебора Владимировна Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. А. С. Макаренко отмечал: «Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Обязательным элементом дидактической игры является отражение учебного материала.
В дошкольном учреждении дидактические игры организуются по плану в часы занятий или в часы, отведенные для игры: в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится вне занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.
Дидактические игры кратковременные, поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Их следует проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Единой классификации дидактических игр нет. Они различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. Д. В. Менджерицкая предложила классификацию дидактических игр в зависимости от материала:
1) Игры с предметами (наиболее доступны детям, т. к. основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними).
2) Настольно-печатные игры (основаны на принципе наглядности, в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение; требуют самостоятельной умственной работы, их содержание разнообразно.
3) Словесные игры (наиболее сложные т. к. не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями: учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки).
Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Сенсорная культура - понятие, употребляемое в педагогике для обозначения уровня ощущений и восприятия ребенка как основы его успешной познавательной деятельности. «Сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности». Важным периодом для воспитания сенсорной культуры считают четвертый год в жизни дошкольника. Именно в этот период, по мнению ведущих педагогов и психологов, необходимо осуществлять переход к систематическому ознакомлению дошкольника с сенсорными эталонами и способами их использования. Процесс усвоения сенсорных эталонов и способов их применения длительный и сложный.
Эффективным средством воспитания сенсорной культуры дошкольника являются дидактические игры и игровые упражнения.
Особая роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры дошкольника заключается в том, что они делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный сенсорный опыт.