Светлана Майстровская
Использование дидактических игр и упражнений в области «познание» ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Для ребёнка-дошколёнка основной путь развития – обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой и неинтересной и далёкой от жизни детей.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
На занятиях по ФЭМП используется такой занимательный материал, как игры, загадки, персонажи сказок, строительный материал и др.
Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребё нка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения в них; воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни; расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие и радость.
Цель: формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлениями окружающего мира.
Задачи:
Формировать навыки и умения в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.
Развивать познавательные интересы и способности, логическое мышление.
Закреплять общие приемы умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение)
Активизировать речь детей математическими терминами
Одним из принципов организации работы по развитию ЭМП является использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей игровой среды:
Настольно-печатные игры
Игры на развитие логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат.
Головоломки
Лабиринты
Игры на составление целого из частей.
Игры на передвижение
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней ребята охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
«Я слышу- и забываю, вижу –и я запоминаю, я делаю – и я понимаю» Б. П. Никитин
«Ловля рыбы»
Цель: закреплять умение составлять число из двух меньших чисел, упражнять в счёте, учить узнавать и называть число.
УСТНЫЙ СЧЁТ. Считаем от 2 до 8, от 3 до 10… Цели: развиваем внимание, память, учить порядковому счету в пределах 10.
ИГРА: «НАЙДИ ПАРУ». Цели: закреплять знания о составе числа из двух меньших чисел; развивать речь, память и мышление. Ход игры. Дети должны найти пару рыбке, чтобы в сумме получилось заданное число.
ИГРА: «Примерь колпачок». Цели: способствует развитию структуры логического мышления, внимания, учить самостоятельно подбирать состав числа. Ребята должны подобрать колпачок к галстуку, чтобы получилось определённое число.
Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют нас – воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использование новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольника.
На успешность освоения знаний влияет не только содержание предлагаемого материала, но и формы его подачи, которая способна заинтересовать ребёнка и его познавательную активность.
ИГРА: «Найди цветок для жучка»».
Цели: упражнять в счёте, учить соотносить предметы с числом, развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, активизировать в речи детей числительные
Ход игры. Ребята берут божью коровку, считают, сколько на ней точек и соотносят их количество с цифрой на ромашке, употребляя в речи числительные.
ИГРА: «ВЕСЁЛЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК».
Цели: развивать внимание, логическое мышление, изобретательность.
Ход игры. Из геометрических фигур (большой овал, восемь одинаковых овалов среднего размера, два маленьких овала, один круг) на поверхности стола выкладывается силуэт человечка.
Ребёнку даются различные задания по изменению силуэта путё м перемещения составляющих его геометрических фигур:
пусть человечек поднимет левую руку
человечек должен отставить в сторону правую ногу;
человечек побежал.
Ребенок самостоятельно продумывает способы изменения силуэта, развивая при этом также и умение изображать фигуры в движении.
ИГРА со счетными палочками или спичками.
Цель:
высказывать предположительный ход поиска решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.
ИГРЫ:
«Найди предмет такой же формы».
Цель: развивают память, внимание,
наглядно образное мышление, мелкую моторику рук и речь, учит ребенка рассуждать.
Ход игры. Ребенок должен выложить предметы определённой формы.
«Больше - меньше»
Цель: Упражнять в счёте, сравнивании количества предметов.
Ход игры:Ребёнок должен определить на каком виде транспорта больше колёс.
«Сравни предметы по высоте»
Цель: учить сравнивать предметы по высоте, раскладывать в порядке возрастания или убывания.
Ход игры:
Дети раскладывают предметы по заданию воспитателя
«Почини зонтик»
Цель: закреплять знание о геометрических фигурах, цвете
Ход игры: Ребята раскладывают геометрические фигуры по цвету и форме.
ИГРА «ПОИГРАЙ И СОСЧИТАЙ».
Цели: способствуют лучшему усвоению материала, развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, речи; развитие умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, расширению представлений об окружающем мире., воспитывать интерес.
ИГРА «СОСЕДИ ЧИСЛА».
Цели: способствуют лучшему усвоению материала, развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, речи; развитие умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, расширению представлений об окружающем мире., воспитывать интерес.
ИГРА. «Сравнение групп предметов»
Цели: учить сравнивать группы данных предметов, уравнивать неравные группы предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы, развивать внимание, память.
ИГРЫ настольные
Цель: упражнять в счете, активизировать в речи слова: «справа». «слева», «вперед», «назад»
Игры с игровым полем на различные темы
Использование компьютерных технологий играет особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Компьютерные игры являются помощниками в усвоении знаний. Игры, которые мы используем в своей работе не заменяют общие игры, а дополняют их.
Преимущества компьютерных игр:
Вызывают у детей огромный интерес.
Информация, предоставленная в играх понятна дошкольникам, которые не умеют читать. (движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.
Поощрение детей самим компьютером является стимулом познавательной активности.
Индивидуализация. (в процессе деятельности с компьютером, ребёнок приобретает уверенность в себе.
Компьютер терпелив, никогда не ругает за ошибки, а ждет пока ребенок исправит. «Ситуация успеха».