Таисия Рогова
Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения, ко-торые также коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей несколько искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно встретить негативное отношение к чувству патриотизма и прене-брежительное отношение к Родине.
Публикация «Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно оно является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственно-сти поколений, а в целом силе и мощи государства. Обращение к отече-скому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Ве-ликий русский учё ный Михаил Ломоносов в своем научном труде об ис-тории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет бу-дущего». Знание истории своей страны поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к род-ным местам (городам, сёлам, станицам, рекам, полям и лесам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство и красоту своей Ро-дины. Процесс нравственно-патриотического воспитания у детей включает целый комплекс задач. К ним относятся:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу (селу, станице, хутору или аулу);
2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему жи-вому;
3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также пони-мания тех последствий, которые принесут эти действия;
4. Воспитание уважения к труду людей;
5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
6. Формирование элементарных знаний о правах человека;
7. Расширение представлений о России, ее столице;
8. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к дру-гим людям, народам, их традициям.
Игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмо-ций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих жела-ний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действи-ях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселя-ют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, по-словицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жиз-ни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, сме-лости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетает-ся с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окру-жающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоцио-нально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребен-ку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, актив-ной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совер-шенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Карусель», «Угадай чей голосок» и т. д.).
Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В ди-дактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логи-ческое мышление, воображение, познавательная активность.
Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного горо-да», «Не ошибись», «Кто знает, тот угадает!» (достопримечательности го-рода, «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежно-стью к этому народу.
Цикл дидактических игр по нашей стране «Кем я буду в Армии слу-жить?», «Отгадай военную профессию», «Найди флаг», «Узнай герб нашей страны», «Узнай по описанию» (предметы быта русской избы).
Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару, «Кто больше ска-жет?» (волшебных слов, «Поделись улыбкой», «Меняемся местами» (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д., «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птен-цы», «Муравьи» и т. п.
Игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способ-ности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к се-бе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содей-ствие.
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается то-гда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуа-цию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти вы-ход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляет-ся потребность соблюдать норму.