Байло Ирина
Использование русских народных подвижных игр в физическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Из опыта работы.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Игра «Уголки»
А вот игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх :
Мышка, мышка
Продай уголок
За шильце, за мыльце
За белое полотенце, за зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок. В эту игру мы с ребятами играем на веранде, чтобы иногда переждать непогоду.
Игра «Башмачки»
А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;
Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же пригож -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!
Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Начиная со средней группы, мы привлекаем детей к сложным хороводным играм, таким как «Ручеек», «Бояре». Эти игры хороши тем, что в них нет явного ведущего. Руководство игрой воспитателем остается практически незаметным для детей.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в эффективных разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы.
Как писал в своих трудах В. Н. Сорока-Росинский: «Без игры ребёнок не может нормально развиваться, и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребёнка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи». Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников. Это отмечал в своих работах Ян Амос Коменский: «Совершенно не разумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могу усваивать, а в какой только сам он желает».
Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе, и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.
Народные игры – традиционное средство педагогики. Издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, чести, смелости.
К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.
«В народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей»,- отмечал П. Ф. Лесгафт. Он считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности, развития у него нравственных качеств - честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребёнка к жизни.
Несомненна роль игры в умственном воспитании детей. С её помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память. Подвижные игры способствуют развитию речи ребёнка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, быстрота, ловкость, сноровка, внимание, координация речи с движениями, инициатива, фантазия, воображение, чувство коллективизма и дружелюбия. Вот еще примеры игр разученных нами с детьми.
«Два Мороза»
На противоположных сторонах спортивного зала мелом обозначаются две линии. Играющие становятся за одной из линий. По считалке выбираются два водящих: Мороз - красный нос и Мороз - Синий нос. Они становятся в центре зала посередине между двумя линиями. По сигналу педагога они произносят: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые
Я - Мороз - красный нос,
Я - Мороз - Синий нос.
Кто из вас решится в путь- дороженьку пуститься?
Все дети хором отвечают: Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этого все игроки перебегают на противоположную сторону, стараясь как можно быстрее оказаться за второй линей, а водящие стараются их догнать и «заморозить» - дотронуться до кого-либо рукой.
«Заря»
Игроки становятся лицом в круг на небольшом расстоянии друг от друга и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами: Заря-зареница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые, за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту одному из игроков; заметив это, игрок быстро берёт ленту, и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу, стараясь скорее занять пустое место. Тот, кто останется без места, становится водящим.
«Молчанка»
Игроки становятся лицом в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящий становится в центре круга. Все играющие произносят закличку:
Первенчики, червенчики, летели голубенчики
По свежей росе, по чужой полосе,
Там чашки, орешки, медок, сахарок - молчок!
Как только игроки скажут последнее слово, они должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, жестами, мимикой. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он считается проигравшим и выходит из игры.
Игра «Золотые ворота»
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой
(Г. С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В русских народных играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Использование русских народных игр в физическом воспитании очень важно, так как: народные подвижные игры влияют на развитие основных физических качеств (быстроты, ловкости, силы) воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Литература
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.