Образцова Ирина Анатольевна
Метод проекта в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших друзей, товарищей, с любимой колыбельной песни, которую поёт тебе твоя мать. Родина - это место где ты родился и вырос. Понятия Родина, патриотизм, гражданин сложны для восприятия детей дошкольного возраста, поэтому перед нами педагогами стоит нелёгкая задача - донести до маленького Человека всю глубину этих понятий, достучаться до сердца каждого малыша, привить любовь к своей Родине, Отчизне. На сегодняшней день проблема патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста одна из наиболее актуальных. В детском возрасте у ребёнка - дошколёнка происходит формирование духовно-нравственных качеств, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. малыш начинает осознавать себя в окружающем мире. В Федеральном государственном образовательном стандарте концепция нравственно – патриотического воспитания личности гражданина России, является методологической, с учётом, которой разработан сам Стандарт. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социума — семьёй, культурно-просветительными организациями, учреждениями дополнительного образования. Целью этого взаимодействия, является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития воспитанников. Формирование человека, как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности, обеспечение каждому ребенку условий, для формирования гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Публикация «Метод проекта в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Из нашего практического опыта работы в детском саду можно смело утверждать, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности будущего патриота и гражданина. Но сразу возникает вопрос «Как результативнее развивать познавательный интерес дошколят, как привить любовь к Родине, к ее историческому и культурному наследию, воспитать гуманного, ответственного человека?» Поэтому, среди разнообразных форм, методов и технологий мы в своей работе широко используем проектную деятельность, которая позволяет обеспечить каждому ребенку условия, для формирования гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Особенность проектной деятельности заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, воспитатели, педагоги ДОУ. В начале учебного года мы разрабатываем перспективный план проектной деятельности, в который входят проекты разнообразной тематики. Например, осенью в младших группах мы работаем над темой «Овощи и фрукты Адыгеи», а в старшем возрасте детям интересна тема «Древние садоводы - Адыги»- ребята вместе с родителями подготавливают материал о садоводстве, закрепляют название фруктовых деревьев, широко используя опытно - исследовательскую деятельность вместе с воспитателем ребята готовили салаты фруктовые, соки. Зимой актуальна тема «Покормите птиц», этот проект общесадовый, в нём принимали участие более 170 родителей и детей. Вместе с папами дети строили кормушки для зимующих птиц, рисовали плакаты в защиту птиц и всего живого. Совместными усилиями мы собрали интересный материал по теме и сделали «Красную книгу детского сада «Колокольчик», в которую вошли не только краснокнижные птицы, но и все птицы, которые обитают в станице Абадзехской.
Ежегодно и это стало традицией нашего детского сада, мы участвуем в большом экологическом проекте «Первоцветы» и «Зелёная весна». В ходе этой работы дети и родители научились бережно относиться к природе, узнали много интересного про ранние цветы, навели порядок на участках, провели субботник в парковой зоне Абадзехской. А также проводили подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры, разнообразные экологические, творческие конкурсы, изготавливали поделки и буклеты, выпускали стенгазеты, с просветительской деятельностью ходим в младшие группы, в Администрацию станицы, подготавливаем презентации. Вся проделанная работа позволяет раскрыть творческие способности не только детей, но и воспитателей, а также вовлечь родителей в образовательный, воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на положительных результатах детей. Используя в своей работе нравственно – патриотическое направление позволило нам спрогнозировать следующие результаты :
это воспитанник, способный:
• чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
• проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своей родины;
• способный решать интеллектуальные проблемы (задачи, адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
• проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
• воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
• проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
• воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
• понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.
Это воспитатель :
• владеющий методом педагогического проектирования и работающий в режиме развития;
• составляющий проекты, мини - проекты в соответствии с направлением деятельности;
• систематизирующий и анализирующий полученные результаты, проводящий презентацию детских работ, слайд - шоу, газет, буклетов, видео - роликов);
• распространяющий положительный педагогический опыт, участвующий в конкурсах, выставляющий свой материал на сайтах в Интернете.
А родители становятся активными участниками образовательного процесса и с интересом включаются в работу над проектами. В заключении хочется с уверенностью сказать, что метод проекта способствует единению воспитателей, детей и родителей.