Людмила Поротикова
Презентация «Использование цвета в логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом возрастает количество детей с речевыми нарушениями. Они обуславливаются различными патогенными факторами и имеют разную степень проявления. Кроме того, речевые нарушения находятся в тесной взаимосвязи с другими сторонами развития психики. Замечено, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы мимическая, моторная, эмоциональная, сенсорная, голосовая, психическая и другие функции. Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками. Значит, необходимо комплексное развитие детей, необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции этих нарушений.
Публикация «Презентация „Использование цвета в логопедической работе“» размещена в разделах
Многие специалисты отмечают, что дети с речевыми нарушениями позже начинают обращать внимание на окраску предметов, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют. Они часто заменяют названия промежуточных цветов основными: вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий. Малонасыщенные цвета такие дети часто называют «белыми»; в их словаре нет таких слов как «зеленоватый», «желтоватый», «светло-голубой», «ярко-красный» и т. п. Все это предполагает специальную работу по цветовосприятию и цветоразличению. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Не случайно мы предпочитаем одни цвета, а другие отвергаем. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и его психологическое состояние.
Например, красный цвет стимулирует, способствует активности, уверенности, дружелюбию. В большом количестве может вызвать ярость и гнев.
Розовый – притупляет эмоции гнева и агрессии. Часто используется в местах, где исправляются дети с асоциальным поведением. Желтый стимулирует работу мозга и нервной системы. Зеленый – успокаивает, расслабляет и исцеляет. Оранжевый стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Синий создает атмосферу безопасности и доверия. Белый – цвет чистоты, удачи и добра. Он очищает, помогает преодолеть трудности, снять напряжение, расслабиться.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и глубже воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивать наблюдательность, мышление, обогащать речь. Именно эти причины подтолкнули меня к разработке серии «цветных» занятий, в чем мне очень помогли книги Погосовой Н. М. «Цветовой игротренинг» и Нищевой Н. В. «Разноцветные сказки».
Использование цвета в логопедической работе превращает период автоматизации и дифференциации звуков в интересную и творческую работу. Дети берут в руки предметы и игрушки, выполняют с ними различные действия, моделируют ситуации. Можно использовать различные игры и упражнения на согласование существительных с прилагательными и количественными числительными, образование сложных и родственных слов, составлять предложения по демонстрации действий, составлять описательные рассказы о предметах, сочинять сказки и т. д.
Занятия с использованием цвета позволяют интегрировать различные образовательные области, работать во взаимодействии с другими специалистами, особенно с педагогом по изодеятельности и психологом.
На совместных занятиях дети учатся расслабляться, что позволяет устранить скованность, беспокойство, восстановить силы, выразить себя в творчестве.
Цель таких занятий: автоматизация и дифференциация звуков.
Задачи:
-расширение знаний о цвете;
-формирование лексико-грамматических категорий;
-развитие навыков анализа и синтеза;
-расширение словарного запаса;
-развитие связной речи;
-развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики.
Игры и упражнения для автоматизации звука [л] (Белый цвет)
«Мой, моя, мое, мои»: мой белый голубь, моя белая салфетка, мое белое платье, мои белые ландыши…
«1-2-5»: один белый ландыш, два белых ландыша, пять белых ландышей…
«Чего не стало?»: не стало белого пальто, не стало белой салфетки…
«Что изменилось?»
«Бывает –не бывает»: белый снег, белое полотенце, белый слон, белое одеяло, белое яблоко…
«Назови ласково»: белый халат-беленький халатик, белая салфетка – белая салфеточка…
Образование приставочных глаголов: белый голубь из окна голубятни вылетел, через крышу перелетел, над двором пролетел, на тополь взлетел, с тополя слетел…
«Дополни предложение»: В шкафу висит…белое пальто. Я вышел на улицу без…белого пальто. Мама пришила пуговицы к …белому пальто…
«Скажи, где»: белая салфетка лежит на белом столе, белая ложка лежит рядом с белой вилкой…
Образование родственных слов: белый, беленький, белеть, белизна, беловатый, белок…
Образование сложных слов: у девочки белое лицо, она…белолицая. У березы белый ствол, она…белоствольная. У куклы белые волосы, она…беловолосая…
Придумывание продолжения сказок: В одной далекой Белой стране жил-был белый голубок. Целыми днями он кружил под белыми облаками, клевал хлебные крошки, важно разгуливал среди белых лилий. Он думал: «Как скучно жить в стране, где все вокруг белое». И вот однажды после дождя на небе появилась радуга. «А не попросить ли мне у радуги немного других красок» - подумал голубок и полетел…
Использование новых, непривычных приемов, преподнесенных в игровой форме, позволяет сократить время на автоматизацию звука, сделать занятие более увлекательным и интересным. Можно использовать как часть индивидуального, подгруппового или фронтального занятия или как целое занятие.