Елена Калашникова
Использование цифровой мини-лаборатории «Наураша в стране Наурандии» как эффективного средства познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
В современных реалиях развития общества закономерны изменения в системе дошкольного образования. Дети растут в новой среде, с большим количеством электронных игрушек, компьютерных игр и гаджетов. Образовательному пространству необходимы инновационные методики и подходы, чтобы развивать исследовательский интерес дошкольников.
В экспериментально-исследовательской деятельности педагогами детского сада используется цифровая мини-лаборатория «Наураша в стране Наурандии» (далее - ЦМЛ «Наураша»). Это не имеющая аналогов разработка российских психологов и педагогов, которая позволяет проводить эксперименты и получать ценный опыт познавания физических явлений окружающего мира. «Наураша» помогает детям легко и увлекательно узнавать такие явления, как электрический ток, температура, пульс, магнитное поле и т. д. Работая с этой программой одновременно задействуются все основные каналы восприятия ребенка: визуальный, аудиальный и кинестетический.
Публикация «Использование цифровой мини-лаборатории „Наураша в стране Наурандии“ как эффективного средства познавательного развития» размещена в разделах
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все задания, опыты, игры и научные объяснения созданы с учетом особенностей возрастной детской психологии, под контролем опытных методистов. Предоставляются полные комплекты для экспериментирования. Главный герой лаборатории – любознательный мальчик Наураша ему 8 лет, он маленький гений, ученый – легко становится любимцем детсадовцев. Наураша проводит с участниками научные опыты и доступным языком объясняет научные понятия. Работа проводится в мини-группах по 2-5 человек.
ЦМЛ состоит из восьми тем: сила, температура, звук, свет, кислотность, пульс, электричество, магнитное поле. Каждая тема оснащена полным комплектом оборудования: специальным датчиком в виде божьей коровки, брошюрой с рекомендациями и пошаговой настройкой компьютерных сцен, набором вспомогательных инструментов, компьютерной программой с главным героем мальчиком Наураша.
На базе нашего детского сада имеются следующие комплекты:
• Модульная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
• Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух» с методическим пособием;
• Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук» с методическим пособием;
• Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: изучаем природу» с методическим пособием;
• Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: простые механизмы и постоянные магниты» с методическим пособием.
Все составляющие комплектов выполнены из качественных безопасных материалов и упакованы в специальные лотки. Эргономика модульных лотков простая и понятная, для удобства цвет лотка и элементы соответствующего ему оборудования совпадает. Каждый лоток содержит ложемент с сохранением формы каждого элемента – удобно для хранения и транспортировки. Стойка позволяет компактно складировать все составные части в одной конструкции.
Детям особенно нравятся яркие датчики с портом USB и светодиодом для индикации работы. Датчики подключаются к компьютеру напрямую, без необходимости проводить дополнительную регистрацию оборудования. Внешний вид корпуса датчиков стилизован под знакомую всем детям божью коровку.
Анализ результативности применения модели экспериментального обучения с использованием ЦМЛ «Наураша» показал, что дети занимаются очень увлеченно, получают новые знания и опыт практических занятий.
Внедрение инновационной среды с использованием ЦМЛ «Наураша» в работе дошкольного образования позволяет реализовать социально-значимые проекты; усиливает имидж дошкольного учреждения, повышает конкурентоспособность. Кроме того помогает в
проведении семинаров педагогами с профильной квалификацией; разрабатываются авторские программы, нацеленные на экологическое полнообъемное воспитание дошкольников.
Детское экспериментирование на основе ЦМЛ «Наураша» максимально соответствует основным положениям ФГОС ДО, Закону «Об образовании». Обучение в виде опытов дает ребенку реальное представление о явлениях окружающего мира, развиваются творческие способности. Во время экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Появляется необходимость озвучивать и формулировать увиденные закономерности, развивает речь. На занятиях чередуются игровые и обучающие формы работы.
Опытно-экспериментальная деятельность с лабораторией «Наураша в стране Наурандии» помогает развивать познавательную активность детей. Дошкольники получают опыт не только в виде изучения явлений природы, но и опыт постановки целей, достижения целей, совершения ошибок, решения своих ошибок. Коммуникации со сверстниками и воспитателями в мини-группе позволяют чувствовать себя в социальной группе. Совместное преодоление возникающих сложностей способствует ощущению себя причастным к команде.
Литература:
Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. - Огни, 2016. - 605 c.
Пастюк О. В. : Педагогика дошкольного возраста в таблицах и схемах / О. В. Пастюк. - Феникс, 2008. - 80 с.
Педагогика раннего возраста: учебное пособие / Г. Г. Григорьева, Е. В. Зворыгина; под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. - Академия, 1998. - 124 с.
Урунтаева Г. А. : Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунтаева. - Академия, 2014. - 100 с.
Рузская А. Г. Развитие общения со взрослыми и сверстниками / А. Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия / под ред. Г. А. Урунтаевой. - М., 1997. - 187 с.
Лазутова М. Н. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие / М. Н. Лазутова. - Сфера, 2017. - 543 c.