Папки-передвижки

Методическое пособие для педагогов «Использование экологических игр в воспитании дошкольников»

Лариса Приходько
Методическое пособие для педагогов «Использование экологических игр в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Особое место занимают игры.

Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т. д., должны рассказать что-либо интересное об объекте природы.

Публикация «Методическое пособие для педагогов „Использование экологических игр в воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой. Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования. Методическое пособие направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти, координация речи с движениями, развития творческого воображения.

Посредством экологических игр дети знакомятся с понятием «Красная книга» (охраняемые растения и животные).

ВВЕДЕНИЕ

Под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе, воспитание доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Задача педагога - научить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог Сухомлинский В. А. подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Дидактическая игра является одной из форм обучения детей дошкольного возраста. Игра является любимой деятельностью детей, а дидактическая игра помогает в доступной форме преподнести детям нужное содержание.

В словесных играх процесс решения обучающей задачи решается только мысленно, без помощи наглядного материала. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры также могут играть роль обучающих, если обучающая задача решается совместно с удовлетворением естественной потребности детей активно двигаться.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Улетают - не улетают»

Цель. Различие перелетных и зимующих птиц.

Ход игры: дети стоят в кругу, бросая мяч называя перелетных и зимующих птиц.

«Что где растет»

Цель. Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты на дереве.

Ход игры: дети собирают картинки овощей и фруктов и раскладывают их в огороде, или в саду (сюжетные плоскостные картины).

«Зеленая Аптека»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором».

«Найди растение по перечисленным признакам»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.

«Что в мешочке. Живая и неживая природа»

Цель. Учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Ход игры: в мешочке лежат шишки, камешки, муляжи животных, веточки, ракушки и так дал. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к живой природе и не живой.

«Кто больше запомнит»

Цель. Находить предметы по описанию

Ход игры: лист бумаги разделить на клетки, в каждую положить картинку листика, плода или семена разных деревьев. Предложить посмотреть и запомнить, что лежит в клетках, затем отвернуться и назвать предметы. Можно усложнить – ребенок должен запомнить, какой предмет лежит в правом верхнем углу, или посередине.

«Узнай какой зверь»

Цель. Уточнять и закреплять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспособленности диких животных.

Ход игры: по описательному рассказу педагога о животном (внешний вид, повадки, среда обитания) ребенок находит предметную картинку с изображением данного дикого животного.

«Как вести себя в лесу»

Цель. Формировать у детей навыки разумного поведения в лесу.

Ход игры: из предложенных правил воспитателем - дети называют нужные правила.

«Отгадай какая птица»

Цель. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

Ход игры: дети по повадкам, описанию внешности, песнями угадывают птиц.

«Растения и животные Красной книги»

Цель. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемые растения и животные.

Ход игры: предложить детям карточки разных животных и растений; отобрать те растения и животных, которые занесены в Красную книгу.

«Посели животное»

Цель. Закрепить знание детей мест обитания животных (лес, луг, водоросли, почва, берег водоема).

Ход игры: ребенок получает набор карточек, на которых изображены лес, луг, водоросли, почва, берег водоема. Педагог показывает картинки с разными животными, дети кладут картинку с изображением места обитания животного.

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры: воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.

«Хорош- плохо»

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры: воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

«Найди нужный листик»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

«Съедобное- несъедобное»

Цель. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

«Четвертый лишний»

Цель. Закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) комар, пчела, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, муравей, оса;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей;

5) таракан, сорока, муха, пчела, майский жук;

6) стрекоза, ромашка, пчела, божья коровка;

7) лягушка, комар, жук, бабочка;

8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

«Какое насекомое, назови?»

Цель. Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых.

Ход игры: дети должны на скорость собрать разрезанную картинку, назвать насекомое. Если кто- то затрудняется, можно использовать загадки.

«Угадай, что где растет»

Цель. Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

«Кто чем питается?»

Цель. Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно; кто чем питается.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

«Речка»

Цель: координация речи с движениями.

Ход игры: К речке быстро мы спустились,- дети идут к центру круга.

Наклонились и умылись,- движения по тексту.

Раз, два, три, четыри-4 хлопка.

Вот так славно освежились,-4 прыжка на месте.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно;- идут по кругу, взявшись за руки.

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль. - движения по тексту.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой- шаг вперед.

И отправились домой. - расходятся в разные стороны.

«Вышел дождик погулять»

Цель: координация речи с движениями, развитие творческого воображения.

Ход игры: Раз, два, три, четыре, пять- 5 хлопков.

Вышел дождик погулять,- дети медленно идут по кругу друг за другом.

Шел неспешно, по привычке,- идут чуть быстрее.

А куда ему спешить?- останавливаются, разводят руки в стороны.

Вдруг читает ан табличке:- 4 хлопка.

«По газону не ходить!»- 4 прыжка.

Дождь вздохнул тихонько:

- Ох!- вздыхают.

И ушел. Газон засох,- машут рукой, расходятся.

«Яблоня»

Цель: координация речи с движениями, работа над общими речевыми навыками.

Ход игры: - Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки? – дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре стоит ребенок, подняв руки вверх-«яблоня».

Заморозил их мороз?- греют руки.

Или ветер их унес? – бегут по кругу.

Или молния спалила?- присели.

Или градом их побило?- прыжки на месте.

Или птицы поклевали?- 3 хлопка.

Куда они пропали?- разводят руки в стороны.

Не морозил их мороз,- «яблоня» говорит, дети выполняют движения.

И не ветер их унес,- бегут по кругу.

Не спалило их огнем, - присели.

Града не было с дождем,- прыжки на месте.

Птицы их не поклевали,- 4 хлопка.

Дети оборвали!- дети разбегаются, «яблоня»ловит детей.

«По ягоды»

Цель: координация речи с движениями.

Ход игры: Мы шли- шли-шли,- дети идут по кругу.

Землянику нашли,- наклониться, правой рукой коснуться носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять- 5 хлопков.

Мы идем искать опять,- наклониться, левой рукой достать носок правой ноги. (играть можно дальше, заменяя названия ягод и меняя движения детей).

«Мы»

Цель: координация речи с движениями.

Ход игры: Мы вокруг березы весело пойдем,- дети идут по кругу взявшись за руки.

Руки вверх поднимаем,- останавливаются, руки вверх.

Гриб в траве найдем,- присели.

Ветерок догоним,- прыжок вперед.

Покружимся слегка- кружатся.

И подбросим листья вверх под облака – подбрасывают листья.

«Овощи»

Цель: координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.

Ход игры: Как – то вечером на грядке - дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга водящий с завязанными глазами.

Поиграть решили в прятки.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же,- останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,- разбегаются, приседают, водящий ищет.

Ну а ты иди искать.

«Воробей»

Цель: координация речи с движениями, развития творческого воображения, подражательности.

Ход игры: Среди белых голубей - дети идут по кругу, изображая голубей, а в центре ребенок «воробей» скачет.

Скачет шустрый воробей.

Воробышек- птичка, серая рубашка – дети встают лицом в круг, идут приставным шагом, «воробей» пытается вылететь.

Откликайся, воробей, вылетай -ка, не робей- «голуби» не выпускают «воробья».

«Стрекоза»

Цель: координация речи с движениями, развитие пространственной ориентации.

Ход игры:

Я большая стрекоза,- дети стоят, руки развели в стороны.

Пучеглазые глаза,- руками показывают большие глаза.

Я летала и летала,

Устали не знала - бегают по кругу.

На ромашке посидела - остановились, присели.

Опять полетела - бегут по кругу.

«Лесной переполох»

Цель: координация речи с движениями, работа над развитием мимики.

Ход игры:

В весенний, ясный, теплый день

На голый лес упала тень,- дети идут по кругу, взявшись за руки.

Охватил зайченка страх – ах - останавливаются, изображают страх.

Страшный коршун в небесах - ах!- руки в стороны, прижать к себе.

Убегайте все быстрей - эй.

Берегитесь злых когтей – эй - бегут по кругу.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Зайцы и волк»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

«Охотник и зайцы»

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», щитается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

«Лиса в курятнике»

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

«У медведя во бору»

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание.

Ход игры: На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2—3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие — дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят: «У медведя во бору,

грибы, ягоды беру, А медведь сидит и на нас рычит».

Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется.

«Перелет птиц»

Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.

Ход игры: Дети стоят в одном углу участка – они птицы. В другом углу – скамейки. По сигналу педагога: «Птички улетают!», дети, подняв руки, бегают по площадке. По сигналу: «Буря!», бегут к скамейкам и садятся на них. По сигналу взрослого: «Буря кончилась!», дети слезают со скамеек и продолжают бег.

«Утка и селезень» (русская народная игра)

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

Ход игры: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,

Молодой ловит серую.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

«Берегись, заморожу»

Цель: развивать ловкость.

Ход игры: Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», говорит воспитатель. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в домике.

«Лохматый пес»

Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим что-то будет!

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

«Котята и щенята»

Цель: учить красиво передвигаться на носочках, соединять движение со словами; развивать ловкость.

Ход игры: Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают «котят», Другой – «щенят». «Котята» находятся около скамейки; «щенята» - на другой стороне участка. Воспитатель предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они бегут за «котятами» и лают: «Ав-ав-ав». «Котята», мяукая, быстро влезают на скамейку. Воспитатель все время находится рядом. «Щенята» возвращаются в свои домики. После 2-3-х повторений, дети меняются ролями, и игра продолжается.

«Капуста» (русская народная игра)

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с капустой и говорит:

Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает.

Публикации по теме:

Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА.

Роль экологических сказок в воспитании дошкольников 2 слайд В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений.

Использование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольниковИспользование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников «. Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е. А. Покровский Проблема творчества.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Консультация для педагогов по теме: «Использование игр при организации занятий по английскому языку» Консультация для педагогов по теме: «Использование игр при организации занятий по английскому языку» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников» Мастер – класс для педагогов МАДОУ «Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников» Аннотация С началом обучения.

Мастер-класс для педагогов «Региональная культура в воспитании дошкольников» Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные.

Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников». Министерство социального развития Новосибирской области Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр социальной помощи.

Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты в системе методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие для педагогов «Использование экологических игр в воспитании дошкольников»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 08:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие для педагогов «Использование экологических игр в воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Приходько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД