Диана Изотова
Использование Блоков Дьенеша в работе по ознакомлению младших дошкольников с элементарными математическими представлениями
▼ Скачать + Заказать документы
У детей младшего дошкольного возраста хорошо развито наглядно-действенное мышление, образно - логическое еще зарождается, а к словесно-логическому дошкольники подходят к подготовительной группе.
Поэтому, когда я начинаю знакомить их с элементарными математическими представлениями, а именно - формой, цветом, размером, стараюсь использовать именно наглядно - действенное мышление. Для этого лучше всего подходят всем известные Блоки Дьенеша.
Публикация «Использование Блоков Дьенеша в работе по ознакомлению младших дошкольников с элементарными математическими представлениями» размещена в разделах
Внести Блоки в развивающую среду лучше заранее, в свободную игровую деятельность. Пусть дети потрогают, построят башенки и домики. Можно провести индивидуальную работу – спросить – из чего ты построил дом? Какого цвета твои детали?
Так же в начале года, используя Блоки, провожу первоначальную диагностику знаний детей (цвет, форма, размер).
Проводя НОД со всей группой (подгруппой) детей, сначала все вместе рассматриваем Блоки, называя цвет, плоскостную форму.
Начинаю всегда с одного признака – цвета, затем, через несколько занятий – можно добавить второй- форму.
Предлагаю игру – в обруч кладу по количеству участников игры (подгруппа детей -5 -6 человек) – по 5-6 разного цвета разной формы Блоки. Прошу помочь мне (или кукле) разобраться – все перепуталось.
Дети подпрыгивают вокруг обруча под бубен (или любое другое задание с движением и звуком), по громкому хлопку – поднимают из обруча – то, что я скажу: например, только желтые фигуры! Только круги! Дальше можно разнообразить вопросы к каждому ребенку? Какого цвета фигуру ты поднял?
Какой формы фигуру ты поднял? Если ребенок ошибается, спросить у остальных, какая же это фигура? Здесь начинаю задействовать речь (словесно- логическое мышление) И бывает, действительно сложно поначалу: малыш может понимать и правильно поднять, но не сразу назовет форму.
Когда дети легко справляются с такими заданиями, усложняю словесную форму – предлагаю называть то, что в руках- двумя признаками – красный квадрат, желтый круг, синий треугольник.
Такие задания могут быть частью НОД, можно их использовать, как физминутки.
Любимый детьми «Волшебный мешочек». Тут тоже усложнение – ведь ребенок не видит, он может только почувствовать форму. Доставать предмет разрешено только после того, как играющий назовет то, что у него в руках. А когда вынет предмет, может назвать еще и цвет, и проверить себя, правильно ли назвал.
При работе с группой интересно и полезно (задействуется логика) провести игры на любые чередования по цвету – желтая – синяя - красная -желтая и т. д, форме, величине. Могут участвовать все дети. Первый ставит любую фигуру, а следующий уже не должен повторить цвет или форму, что задаст воспитатель.
Закрепляем геометрическую фигуру круг – предлагаем чередование по цвету всех кругов. Так же – с квадратами, прямоугольниками, треугольниками.
С символами - знаками цвета можно начать знакомить детей в младшей группе. В средней - показать тонкого и толстого человечка, большой и маленький дом. Знаки геометричеких фигур.
Перечеркнутые знаки - старший возраст.
Перечеркнутый знак обозначает – не толстый. Значит – какой?- спрашиваем детей – тонкий –захватываем область развития речи – антонимы.
Как Вы видите, с Блоками Дьенеша можно придумать множество вариантов игр и заданий – на все дошкольные возраста и для детей с разной подготовкой. Они позволяют заниматься математикой в игре, со всеми детьми и индивидуально. Для детей – это – игрушки, которые можно потрогать, построить из них что-то. Они развивают логику, воображение, речь, мышление. А главное – игры с Блоками не воспринимаются детьми, как обучение, они с удовольствием играют и выполняют все задания.
Творческих успехов!