Оксана Гуськова
Использование бизиборда как инновационный способ работы с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г. ст. 20. п. 3) одним из направлений развития дошкольного воспитания и образования выступает инновационная деятельность. Использование инноваций в работе с детьми дошкольного возраста открывает перед воспитателем новые возможности преподнесения материала. [1, 33]
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение, которое предполагает введение в воспитательно-образовательный процесс улучшенных, обновленных и уникальных идей, созданных воспитателем. [7 ]
Публикация «Использование бизиборда как инновационный способ работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Цель инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении - повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении иннoвационной деятельнo сти педагог ДОУ ставит перед собой следующие задачи:
• развивать индивидуальность каждого воспитанника, его инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению;
• повышать любознательность, интеллектуальный уровень детей и интерес к исследовательской деятельности;
• стимулировать различные виды активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• развивать креативность и нестандартность мышления.
Решение данных задач позволяет малышу познавать окружающий мир и чем более различных предметов и оборудования окружает его, тем гармоничнее его развитие.
Предметно-деятельный характер мышления ребенка реализуется при помощи рук. Механизмы мыслительной деятельности приводятся в действие пальцами рук, при этом ребенок получает очередную информацию, изучая понравившуюся вещь или предмет. Малыш сортирует, перекладывает, бросает, даже ломает игрушки, но тем самым развивает умения, тактильные ощущения, а значит, развивает мышление.
В связи с этим важно организовать игровую деятельность малышей, чтобы увлечь детей, стимулировать их желание на более совершенную продуктивную деятельность. Это возможно при условии координации игровой деятельности с использованием современных инновационных возможностей работы. В настоящее время наиболее интересной из таких технологий, применяемой в работе с детьми раннего возраста, можно считать развивающие доски – бизиборды.
Бизибор (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.
Поэтому бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо–доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А ещё звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори».
Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен ещё в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Мария Монтессори в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Благодаря ей появился первый бизиборд : на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
Цель игры с бизбордом: развитие мелкой моторики, координация движений, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности. [5]
Задачи: [3]
• развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
• способствовать изучению различных цветов;
• формировать причинно-следственные связи;
• развивать самостоятельность и познавательную активность.
Педагогическая ценность дидактического пособия:
1. Бизиборды задают игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей это, прежде всего, увлекательная игрушка.
2. Соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образовательного учреждения:
— Насыщенность. Разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
— Трансформируемость. Данное пособие эстетично и мобильно.
— Безопасность. Всё тщательно закреплено, нет предметов, о которые можно пораниться.
— Вариативность. Бизиборды можно использовать в совместной деятельности воспитателя с дошкольниками, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с каждым малышом. Их можно применять как в организованной-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
— Полифункциональность. Данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления.
Являясь частью воспитательно-образовательного процесса, бизиборд стимулирует умственную деятельность, расширяет кругозор. Этому способствует проведение воспитателем дидактических игр и игровых заданий.
Систематические занятия с использованием бизиборда дают отличные результаты:
• У детей раннего возраста повышается любознательность, активность.
• Дошкольники овладевают необходимыми умениями и навыками.
• Активизируется речевой центр ребенка.
• У детей формируется самостоятельность.
Таким образом, выбранная инновационная технология способствует формированию умения самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видеть свои ошибки, стараясь их исправить.
Информационные источники:
1. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2. https://edu-time.ru/pub/117673
3. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-ped-idei-inovacionye-tehnologi-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-bizibord-kak-sredstvo-razvitija-doshkolnikov.html
4. https://prepod24.ru/readyworks/142991/
5. https://prioritet1.com/blog/detskij-bizibord-v-chem-ego-osobennosti
6. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/338606-ispolzovanie-mnogofunkcionalnogo-posobijabiz
7. https://habr.com/ru/post/150309/