Галина Звягинцева
Использование арттерапевтических техник в организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста имеющими ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА.
Дом ребёнка – это первая ступень учреждений здравоохранения, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с рождения и до 4-х лет. Генетический «груз» и социальная отягощённость, болезни и вредные привычки их родителей, нежелательная беременность создают неблагополучную среду для здоровья этих детей ещё до рождения. Дети, находящиеся в Доме ребёнка имеют различную патологию ЦНС, нарушения психики, ослабленный иммунитет, отставание в физическом развитии, они часто и тяжело болеют, что приводит к хроническим болезням и высокому уровню инвалидизации. До 40% воспитанников являются детьми-инвалидами.
Публикация «Использование арттерапевтических техник в организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста имеющими ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Учитывая многолетний опыт работы в Доме ребенка, в учреждении разработан алгоритм комплексной реабилитации, включающий медицинскую, психологическую, педагогическую реабилитацию. При этом учитывается исходный уровень нервно-психического развития ребенка, особенности течения заболевания, возраст, соблюдается преемственность и последовательность мероприятий на различных этапах реабилитации с врачебным контролем за их результатами.
Актуальной проблемой деятельности Ставропольского Дома ребёнка является построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации, включающего в себя следующее:
• развитие физиологических, возрастных, двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей;
• реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребёнка;
• коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации;
• психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребёнка.
Теоретической базой для реализации этих задач является Программа
«Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (авторы Ненси М. Джонсон-Мартин, Сюзен М. Аттермиер, «Оздоровительно-воспитательная работа в Доме ребёнка» (автор Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. М. Фрухт, К. Л. Печора и др., «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС» (под ред. Е. А. Стребелевой, «Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» (под ред. Е. А. Стребелевой) и др.
Учреждение рассчитано на постоянное пребывание в нём 80-ти детей; имеет 7 возрастных групп, в которые определяются дети по возрасту и уровню развития.
При поступлении ребёнка в учреждение, проводится обследование ребёнка специалистами (педиатром, неврологом, психиатром, учителем-дефектологом, психологом, результаты которого заносятся в индивидуальные карты развития, определяется уровень развития каждого ребёнка для дальнейшего планирования и проведения с ним коррекционно-развивающей работы по следующим направлениям (в соответствии с возрастом) :
- зрительные ориентировочные реакции;
- слуховые ориентировочные реакции;
- общие движения;
- движения руки и действия с предметами;
- импрессивная речь;
- экспрессивная речь;
- игра;
- эмоционально – волевая сфера;
- культурно – гигиенические навыки;
- навыки самообслуживания.
Стремясь создать оптимальные условия, поддерживающие эмоциональное благополучие и социальную адаптацию каждого ребёнка, быт детей, по возможности, приближен к домашнему. В группах имеется уютная мебель, телевизоры, музыкальные центры, и другая бытовая техника.
Во всех групповых комнатах имеется специально подобранное реабилитационное оборудование («Сухой бассейн», «Звуковая дорожка», «Мягкие модули», «Лабиринты», разнообразные дидактические пособия, игрушки.
В Доме ребёнка имеются следующие функциональные помещения, которые используются для занятий с детьми :
- зал ЛФК;
- музыкальный зал;
- «Зимний сад»;
- логопедический кабинет;
- сенсорная комната
Основными формами организации психолого-педагогической реабилитации являются воспитательские занятия, занятия с психологом, занятия с учителем-дефектологом. В ГУЗ СС Дом ребёнка кроме основных форм работы стали использоваться так же некоторые арттерапевтические техники, такие как: игротерапия, песочная терапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
Игротерапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Цель игровой терапии – помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, модулируемых в игровом процессе. Для наших воспитанников наиболее эффективны игры:
• с сюжетом на бытовые темы: «Мишка заболел», «Погуляем с куклой», «Покормим зайку» и т. п. ;
• строительные игры;
• игры-танцы.
В игре корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности в познавательной деятельности, способности к коммуникации, что в последующем способствует более плавному вхождению ребёнка в социум.
Игра с песком – одна из форм естественной активности ребёнка, поэтому мы используем песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песочная терапия чаще всего применяется в контексте с изотерапевтическим и игротерапевтическим подходом. В практике песочная терапия с маленькими детьми обычно организуется в двух видах : 1) действия с неоформленным материалом – песком, водой; 2) построение песочных миров, сюжетная игра (по заданной теме или спонтанная). В работе с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, на наш взгляд, приемлем только первый вариант, обладающий мощным коррекционным ресурсом. Внешне простые действия – выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной жижи и т. п. – позволяют уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, шершавое – гладкое и пр. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир, поэтому игровые занятия с детьми раннего возраста мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности. В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается творить в специально оборудованном месте. С чего же начинается индивидуальная работа с использованием песочницы? Взрослый и ребёнок подходят к песочнице, рассматривают её и трогают песок руками. На ровной поверхности песка ребё нок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Можно задержать руки на песке, слегка вдавив их, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый вопросами побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями («Тебе приятно трогать песок руками?», «Какой он?», «Мокрый?», «Тёплый?» и т. д.). Можно предложить ребё нку и другие упражнения:
• «поскользить» ладонями на поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки и др.);
• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• создать отпечатками ладоней, кулачков, косточек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка;
• попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (солнышко, дождинки, травка);
• «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочерёдно правой и левой руки («Чьи это загадочные следы?»,
• погрузить в сухой песок кисти рук, пошевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. То же самое можно проделать и с влажным песком,
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребё нка:
такое взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка,
развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика,
ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, мышления и произвольного внимания,
Таким образом, песочная терапия является прекрасным средством для развития ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья и находящегося в условиях депривации.
Ещё одним видом используемых нами техник арттерапии, является сказкотерапия, которая позволяет детям построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Наиболее простой вариант использования сказкотерапии с детьми раннего возраста – рассказывание сказок группе или одному ребёнку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывая сказку, педагог вживается в образы героев сказки и передаёт их интонации, вовремя делает паузы. Речевое оформление здесь играет особую роль. Интонация, паузы, шёпот, логическое ударение – всё это и решает психокоррекционные задачи рассказывания. В условиях дома ребёнка наиболее доступными будут сказки о животных. Рассказывая их сюжет, дети могут в большей мере использовать пантомимику и слова-звукоподражатели.
В домах ребёнка дети начинают говорить с опозданием и самостоятельному рассказыванию их надо учить. Тем не менее, возможен вариант безречевого использования сказок типа : «Чей домик», «Кто живёт в лесу» и т. п. Рассказывание сказок можно сопровождать показом кукольного, пальчикового театра, слайдов.
Детские психологи утверждают, что одним из самых продуктивных и незаменимых способов психологической работы с детьми является рисование. Изобразительная деятельность настолько благотворно влияет на ребёнка, что появилось целое направление арттерапии – изотерапия. Рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых ситуаций, для предотвращения детских страхов. Так как в раннем возрасте продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация) только начинают формироваться, то для детей в возрасте до 4-х лет одной из возможных для применения техник изотерапии является спонтанное рисование. Техники и приёмы взрослый подбирает по принципу простоты и эффективности. Ребёнок раннего возраста не должен иметь затруднения при создании изображения выбранным способом. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными, что даёт возможность направлять и удерживать внимание, мотивировать деятельность.
Арсенал способов создания изображений широк, но мы отдаём предпочтение рисованию гуашью пальцами, ладонями, пульверизатором. Дети раннего возраста могут создавать изображения и без красок. С помощью карандашей и мелков дети работают в технике рисования каракулей, под которой понимается хаотичное или ритмичное нанесение прямых, изогнутых, ломаных, пунктирных линий. Штриховки и каракули помогают расшевелить малыша. Дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение. А в технике «марания» нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов, что позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. Новизна мараний, необычность и в то же время, естественность, родство детской природе способствует тому, что ребёнок «забывает» о социальных запретах и табу.
Спонтанное рисование помогает выражать свои чувства на бумаге, отыгрывать агрессию, снимать психологическое напряжение. Для этого берётся лист бумаги наиболее созвучный в данный момент (горизонтальный или вертикальный, выбирается форма листа (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, включается спокойная музыка, используются ароматы, меняется освещение. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из готовых форм, природных материалов.
Немаловажная роль в изотерапии отводится лепке. Материалом может служить глина, пластилин, солёное тесто. В своей работе чаще всего нами используется пластилин. Скатывание пластилина круговыми движениями, оттягивание пальцами отдельных деталей, вдавливание пальцами формы внутрь, лепка предметов, состоящих из разных частей, служит не только для развития мелкой моторики, но и даёт возможность увидеть, почувствовать и осознать взаимовлияние пластики движений пальцев и создаваемой формы. Ребёнок убеждается в том, как много зависит от его действий, он обретает возможность снять напряжение.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии, используемой в практике работы, малышам предлагается прослушивать различные музыкальные произведения. Для этого в учреждении имеются различные технические средства для воспроизведения музыки, собрана фонотека. Музыка вызывает очень широкий спектр эмоциональных состояний: радость, печаль; активизирует акустическое внимание и память, способствует формированию двигательно-слуховых связей.
Музыка сопровождает также и разные виды арттерапевтических техник.
Использование арттерапевтических техник в коррекционной работе с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья и воспитывающимися в условиях закрытого учреждения, позволяет включить малышей в ситуации, отрабатывающие чёткость сенсомоторных эталонов и требующих волевого усилия для достижения результата, что способствует более успешному развитию и социальной адаптации детей с особыми потребностями.