Анастасия Антипина
План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя
Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для развития детей через использование метода песочной терапии.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы и прохождения курсов повышения квалификации по этой теме.
Публикация «План самообразования „Использование песочной терапии в работе воспитателя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Разработать индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.
Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования.
Создать необходимую развивающую среду.
Подготовить консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.
Изготовить картотеку игр с песком.
Актуальность выбранной темы:
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.
В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок
воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?
Что нужно для игры в песке?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу
Мы создадим свой мир Чудес,
Пройдя познания Дорогу.
Д. Фролов.
Индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.
Форма, способы изучения темы - виды оформления работы (сроки)
1. Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)
Обучение на курсовой подготовке - Краткая аннотация (Август - сентябрь)
2. Составление индивидуального плана работы педагога и перспективного плана с детьми - Индивидуальный план, Перспективный план (Август - сентябрь)
3. Создание необходимой развивающей среды:
Изготовление песочницы
Подготовка песка
Подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) - Песочница и мелкий материал (Сентябрь - октябрь)
4. Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки - Картотека игр (Октябрь - ноябрь)
5. Проведение с детьми занятий, игр с использованием песочной терапии - Конспекты занятий (В течении года)
6. Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком» - Папка-передвижка «Игры-упражнения с песком» (Январь)
7. Разработка конспекта открытого итогового занятия - Конспект занятия (Март)
8. Анализ собственной деятельности - Отчёт о проделанной работе (Май)
9. Подготовка фотоотчёта по проделанной работе - Фотоматериалы (Май)
Выход темы:
Проведение открытого занятия в ДОУ. Тема: «На помощь Песочной Феи».
Проведение для родителей мастер-класс «Игры-упражнения с песком»
Отчёт о проделанной работе и выступление на педагогических чтениях.
Литература :
1. Статья «Песочная терапия в детском саду. Игры с песком» И. В. Усова г. Новокуйбышевск, 2014;
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Изд. «Речь», 2005г.
3. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65с.
4. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. 78 с.
5. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сендплэй) – дверь в королевство детства. – Москва, 2001.
6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб, 2001.
Высказывания о песке и песочной терапии:
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум»
Карл Густав Юнг
«Картина на песке может быть понята как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»
Дора Калф
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования
Название и форма работы - Цель (Дата)
1. Групповое занятие «Здравствуй песочек» (коммуникация, познание) - Знакомство детей с песочницей и правилами игры в ней (Сентябрь)
2. Индивидуальные игры и упражнения с песком - Помощь детям в адаптационный период:
Преодоление стрессовых состояний;
Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии (В период адаптации по мере поступления детей)
3. Групповое занятие «День рождение у Песочной Феи» (развитие речи и конструирование)- Воспитывать в детях сочувствие к окружающим и желание помочь в трудную минуту; развитие мелкой моторики рук (Ноябрь)
4. Самостоятельная деятельность детей в песочнице - Развитие самостоятельности, любознательности и желания экспериментировать (В течении года)
5. Групповое занятие «Домик из песка и камня для черепашки» (конструирование) -
Закрепить знания детей о свойствах песка и камня; развитие мелкой моторики рук (Февраль)
6. Рисование и составление узоров из песка - Развитие творческого воображения, художественных способностей, тактильной чувствительности (В течении года)
7. Групповое занятие «Солнечная сказка» (познание, коммуникация) - Способствовать освоению позитивных способов взаимодействия с окружающим миром, формированию уверенности в собственных возможностях (Апрель)
8. Открытое занятие «На помощь Песочной Фее» - Закреплять знания детей о геометрических фигурах; умения классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (форме, цвету, величине) (Май)