Валентина Ярочкина
Использование арт-технологий на уроках иностранного языка
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель английского и немецкого языков.
А теперь я вас попрошу взглянуть на экран. Что вы видите?
- музыкальные инструменты;
- кадры из фильма;
- театр;
- живопись;
- скульптура;
- танец.
- Каким словом, мы можем охарактеризовать данные картинки?
(ответы) Искусство
- Совершенно верно. Это все - виды искусства. Существует различная классификация видов искусства. Прежде всего, среди видов искусства исторически различают:
- изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография);
Публикация «Использование арт-технологий на уроках иностранного языка» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
- неизобразительные искусства (музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, хореография).
Различие между ними в том, что изобразительные искусства воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее, тогда как неизобразительные искусства передают внутреннее состояние людей, их переживание, чувства, настроение посредствам внешней формы, непохожей на объект отображения.
А давайте попробуем перевести слово «Искусство» на английский язык?
Ответы: «ART»
Именно об арт-технологиях мы с вами и поговорим.
Тема моего выступления звучит так «Использование арт-технологий на уроках иностранного языка»
Цель: показать на практике методы и приемы инновационной арт-технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал личности ребенка.
Что же такое «технология»?
Есть несколько определений данного понятия.
По мнению профессора Иркутского института повышения квалификации, Т. А. Стефановской педагогическую технологию это совокупность, система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Доктор философских наук, профессор Педагогической академии последипломного образования, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, Шепель Виктор Максимович понимает под словом «Технология - искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния».
Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной из таких эффективных технологий стала для меня арт-технология, которая предполагает опору на творчество студентов, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
В своей работе я использую принцип модульного обучения.
Главным плюсом модульной формы обучения является самостоятельная работа обучаемого. Студент изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником имеет индивидуальную траекторию обучения.
Арт-педагогика- это современное, формирующееся практико - ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность. Составляющая слова «Арт» акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества).
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
А для того, чтобы общение имело место быть, что нам необходимо?
( Ответы: Знать язык (в широком смысле, владеть лексикой и фонетикой.)
Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность использовать их на разных этапах урока : его начало, изложение нового информационного блока, закрепление пройденного, минутка гимнастики, домашнее задание
Первым этапом работы с модулем мы выбираем введение лексического материала, его отработку при помощи визуальных арт-технологий.
К визуальной арт-технологии относится применение, прежде всего, иллюстративного материала, презентаций, карикатур, коллажей, диаграмм, макетов).
Например, к самому интересному виду данной технологии можно отнести Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули, "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации.
Оказывается, друдлы используются давно. Широкое распространение эта игра получила после публикации сборника друдлов к книге Роджера Прайса под названием «Droodles» в 1953 году. После чего началось лавинообразное распространение этой занимательной и интересной игры!
Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления. Кроме того, друдлы используются в гештальтпсихологии и гештальт-терапии.
Друдлы дают возможность творить. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге, друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
Следует отметить, что даже обыкновенный круг или квадрат также может быть друдлом.
Я вам раздам образец друдла - это круг. Дорисуйте его и назовите.
А тем временем, я предлагаю варианты работы с друдлами:
- упражнение «Что за зверь (кухонный предмет и т. п.)» - если ребёнок не может придумать интерпретацию, то пробуем ограничить область ответов, сузив круг поисков. Если ребёнок продолжает испытывать затруднения, то можно предложить свои версии, объясняя, почему вы увидели то или иное. Если ребенок видит только единственное решение в задании, то картинку можно повернуть под разными углами.
- упражнение «Дорисуй картинку» - на готовой карточке с друдлом ребёёнок может дорисовать детали и дать название получившемуся рисунку.
- упражнение «Мой друдл» - предложить ребёнку самостоятельно придумать и нарисовать друдл, а другие участники игры должны угадать, название картинки.
-разделить обучающихся на 2 команды: предлагать картинки, и команды выбирают Объяснения, называя по очереди – тогда выигрывает тот, кто дал свою интерпретацию к картинке последним. Или объяснения пишут за определенное время, например, за 2-5 минут, - тогда выигрывает тот, кто больше придумал вариантов к изображённому.
Можно добавлять баллы за самые оригинальные ответы.
Ещё технику «друдлы» можно использовать на развивающих занятиях с детьми или как элемент урока. При этом развиваются образное и креативное мышление, речь (проговариваю то, что рисую, объясняю то, что вижу, пополняется словарный запас.
Эта игра не имеет возрастных ограничений, помогает объединению взрослых и детей, возможности вместе пофантазировать и посмеяться.
Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!
А тем временем, давайте посмотрим, какие результаты у нас получились на примере друдла «круг»
Вы видите, что каждый видит этот рисунок по -разному.
Также на уроках ребята представляют свои проекты с зарисовками по темам, таким образом, отрабатывая лексико-грамматический материал. На уроках у нас используются различные аутентичные видео и аудио материалы.
В процессе ролевых игр достигается основная цель обучения иностранным языкам – коммуникация. Например, при изучении темы «Театр». Мы составляем ролевые диалоги, в которых ребята активно участвуют.
Практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока с использованием арт-технологий, так это не требует от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических, у каждого есть возможность проявить себя. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои мысли и переживания;
В процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий, как средства свободного самовыражения ребенка, создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.
Дети обучаются языку в процессе игры, выполнения творческих заданий, проектов, и поэтому процесс обучения проходит для них увлекательнее, легче, порой незаметно для себя они решают сложные языковые задачи, запоминают лексику, строят высказывания на заданную тему.
А теперь, я отправляю в зал 3 листа, наша задача – изобразить что вы первым представляете, когда слышите «Иностранный язык». Техника коллажирования является очень интересной в применение на всех учебных занятиях. Мы сейчас с вами пользуемся данной техникой как групповой рефлексией.
Коллаж – прием, использование которого позволяет из разнообразных кусочков предметов, несущих вполне конкретную смысловую нагрузку, создать новое изображение, исполненное другим смыслом, то есть по сути то поэтическая метафора, но не словесная, а изобразительная.
Коллаж – это графическое целое, произведенное, смонтированное в композицию из разнородных частей. По сравнению с традиционным рисунком коллаж предоставляет своему автору большую свободу в исполнении. Он является ярким средством мотивации изучения иностранного языка, приемлем для обучения всем видам речевой деятельности. Кроме того, коллажирование развивает творческое мышление обучаемых, их внимание, а также стимулирует речевое общение.
Ну а теперь давайте посмотрим, какой коллаж у нас получился.
(Переход к выводу)
Обратите внимание, это первое, что приходит на ум при словах «Иностранный язык». Данный коллаж можно озаглавить или наобарот оставить без названия и использовать впоследствии на начальном этапе урока как введение в тему.
Как говорил В. Гё те: Кто не знает чужих языков, Тот не знает ничего о своём родном. Мотивируя изучение ИЯ, мы вместе с тем учим любить и уважать свой родной язык.