Юлия Куликова
Использование аквааэробики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с ОВЗ
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Публикация «Использование аквааэробики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для детей (ОВЗ) с нарушениями речи, физическое воспитание это не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.
Дети логопаты имеют специфические особенности, а именно:
• поверхностное (ключичное) дыхание, показания жизненной емкости легких — незначительны, что делает фразу отрывистой, несколько скандированной;
• нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела (рук и ног, ног и головы и т. д.);
• понимание речевых инструкции недостаточное, затруднены коммуникативные функции, а это приводит к тому, что отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.
Средства плавания в силу выраженного воздействия водной среды являются важным компонентом физического воспитания и реабилитации детей с ОВЗ. Плавание является эффективным средством реабилитации детей. Основные виды упражнений, на занятии в бассейне для детей с общим недоразвитием речи, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической коррекции движений, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, воспитания чувства ритма развитие дыхания, силы глосса, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.
Наличие в нашем детском саду бассейна дает возможность нам ввести высокоэффективные занятия профилактики и коррекции у детей с ОВЗ – аквааэробику.
Занятия аквааэробикой представляют собой выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Аквааэробика является частью оздоровительной физической культуры. Она основывается на принципах и методах лечебной физкультуры, рекреационной и реабилитационной двигательной деятельности.
Детскую аквааэробику можно определить как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему оздоровления детей средствами современных аква-технологий, постоянно обновляющую свой арсенал средств и методов.
На занятиях аквааэробикой решается несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к профилактики и коррекции нарушений:
• увеличение силы с тонуса мышц, постановка правильного дыхания;
• улучшение коррекции движений ;
• улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• закаливание организма ребенка, повышение сопротивляемости;
• приобретение навыков плавания – освоение плавания;
• развитие волевых качеств, формирование устойчивого интереса к занятиям;
• эмоциональная разгрузка больных детей, профилактика психологических перегрузок.
Наша программа по акавааэробике рассчитана на два года обучения: старшую дошкольную группу и подготовительную к школе группу. Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения. На втором году занятий аквааэробикой используем и элементы синхронного плавания. Это позволит придумывать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.
Каждое занятие, как и в плавании, делим на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны. Подготовительная часть составляет 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе. Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи. Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.
Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении. На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой. На третьем этапе обучения - дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Аквааэробика - это :
1. Это самый комфортный, самый щадящий, самый оздоравливающий вид тренировок. Плавание и аквааэробика равносильны процедурам ЛФК в реабилитационном периоде.
2. Занятия аквааэробикой подходят практически любому ребенку с различной степенью физической подготовки. Аквааэробикой можно заниматься даже в том случае, если ребенок плохо плавает.
3. Одной из особенностей детской аквааэробики является выполнение упражнений в вертикальном и горизонтальном положении тела на мелкой и глубокой воде. Занятия проводятся в без опорном положении и с опорой на дно.
4. Каждое из упражнений аквааэробики имеет название, игровую тематику. Таким образом, у ребенка вызывается интерес к выполнению предложенных занятий, что способствует более быстрому освоению и закреплению навыков двигательных действий в воде.
5. Делает процесс обучения более эффективным, разнообразным, интересным. Придает занятиям яркую эмоциональную окраску, приносит ощутимую пользу здоровью, развивает творчество и фантазию.