Алёна Ветрова
Использование активных приёмов обучения на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука балета»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование активных приёмов обучения на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука балета»
А. Д. Ветрова, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной», г. Кемерово, Кемеровская область
Согласно Концепции развития дополнительного образования на современном этапе содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на формирование и развитие творческих способностей и удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии.
Публикация «Использование активных приёмов обучения на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе „Азбука балета“» размещена в разделах
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука балета», которую я разработала, имеет художественную направленность. Целью программы является знакомство учащихся дошкольного возраста с основами классического танца, развитие танцевальных и музыкальных способностей посредством занятий в объединении в условии дополнительного образования детей. Классический танец – основа всех танцевальных искусств, система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, которая превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Во время изучения классического танца у учащихся развиваются художественно-эстетический вкус и творческие способности. В настоящее время существует много танцевальных направлений. В сравнении с энергичными, яркими, современными танцами, классический танец не вызывает заинтересованности у детей, так как он сложный и не интересный для детей дошкольного возраста. Возрастные особенности детей дошкольного возраста основаны на потребности в общении, познавательной активности. Мышление дошкольника развивается от наглядно - действенного (в младенчестве) к наглядно - образному. Чтобы привить интерес и уважение к классическому танцу я применяю активные приёмы обучения : показ, беседа, рассказ, игровые приемы.
При изучении новых упражнений и комбинаций, закреплении изученного материала на занятиях по классическому танцу использую показ. Он бывает личный, когда педагог сам демонстрирует упражнения под музыку, и при помощи учащегося, когда дети владеют определёнными знаниями, навыками и умениями. Учащийся, который демонстрирует задание педагога, чувствует ответственность и гордость за то, что выбрали именно его.
Рассказ применяю при знакомстве учащихся с терминологией классического танца, музыкальными произведениями, композиторами, балетмейстерами. Провожу беседы по темам: здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, техника безопасности на занятиях. Например, на тему здорового образа жизни, беседую с детьми о том, что относится к правильному питанию, о гимнастических упражнениях по утрам, прогулках, личной гигиене и здоровом сне.
На занятиях классического танца использую различные игровые приемы: сюжетно - ролевые, импровизационные, музыкально - пространственные и игры-конкурсы. В сюжетно - ролевых играх применяю имитационно - подражательный подход, где учащиеся по заданию педагога пытаются изобразить животное, явление или предмет с помощью своего тела. Импровизационные игры провожу в конце занятия, чтобы дети могли реализовать свою оставшуюся энергию. Например, игра «Музыкальный мяч» : учащиеся встают в круг, под музыку передают мяч, когда музыка останавливается, тот, у кого остался мяч, выходит в центр круга и показывает любое танцевальное движение. С помощью музыкально - пространственных игр дети учатся чувствовать и распределять пространство. В игровой форме они выстраивают рисунки (круг, шеренга, колонны, делятся по парам, выполняют задания в продвижении по всему хореографическому классу. Игры - конкурсы использую для контроля знаний. Учащимся дошкольного возраста всегда интересны игры - конкурсы, так как в них есть момент соревновательности, соперничества, что заложено в детской природе.
Как использую приёмы для того, чтобы развивать интерес к классической музыке и балетному наследию у детей дошкольного возраста, рассмотрим на примере занятия по теме «Первые шаги в балет». С учащимися знакомимся с балетами, которые поставлены по сказкам Э. Гофмана «Щелкунчик», Д. Родари «Чиполлино», Ш. Перро «Спящая красавица» и «Золушка», так как сюжетные линии этих произведений детям уже знакомы. На первом этапе мы вспоминаем главных героев, сюжеты и мораль сказок. На втором знакомимся с биографией и творчеством композиторов, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, К. С. Хачатуряна, и балетмейстеров балетов, М. Петипа, Л. Иванова, Р. Захарова, Г. Майорова. На третьем этапе предлагаю детям ознакомиться с иллюстрациями балетных спектаклей. В первую очередь они обращают внимание на красивые, расписные балетные платья, поэтому именно костюмы артистов беру за основу при изучении балетного наследия, так как это вызывает у них интерес. На иллюстрациях подробно рассматриваем стиль одежды, какие используются цвета, и какую роль исполняет артист в данном костюме, например, «принцессу», «фею», «редисочку», «куклу» и т. д. Одновременно учащиеся узнают названия балетных костюмов : «шопеновка», «пачка», «хитон». На четвёртом этапе прослушиваем музыку из балета (иллюстрации, которого рассматриваются в данный момент, для запоминания применяю приём ассоциации, который помогает соотнести костюм и музыку. Для контроля усвоения знаний использую игру - конкурс. К игре прилагается раздаточный материал: трафарет силуэта балерины, костюмы артистов балета из бумаги. При проведении игры - конкурса использую групповую работу, каждой группе раздаётся трафарет силуэта балерины. Учащиеся по группам прослушивают музыкальные произведения, определяют из каких они балетов и подбирают к трафарету соответствующий костюм. Игра - конкурс вызывает у учащихся интерес и много положительных эмоций. В качестве рефлексии, предлагаю детям самостоятельно оценить свои результаты. Перед учащимися раскладываются бумажные трафареты балерин розового (отлично, жёлтого (хорошо) и синего (удовлетворительно) цвета, и они выбирают балерину того цвета, который соответствует оценке их достижений на занятии.
Комплексный подход в применении активных приемов обучения на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука балета», расширение диапазона получаемой детьми информации за счет внедрения в учебный процесс более широкого спектра учебного материала; не только делает занятия содержательными, разноплановыми, интересными, но и способствует формированию мотивации устойчивого интереса к занятиям по классическому танцу, развитию художественно-эстетического вкуса, помогают ребенку более тонко воспринимать хореографическое искусство, формировать чувство ответственности, взаимопомощи в исполнении, проявлять творческий потенциал. Дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что способствует развитию коммуникативных навыков, и благотворно влияет на будущую результативность.
Литература
1. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации : официальный сайт. – Москва –
2. Базаров, Н. П., Мей, В. П. Азбука классического танца / Н. П. Базаров, В. П. Мей. – СПб : Лань, 2006. - 240 с. – Текст : непосредственный.
3. Мясарова, О. А. Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии / О. А. Мясарова. - Текст: непосредственный, электронный // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. - С. 8-12.