Приложение МААМ

Использование активных методов при обучении развитию речи старших дошкольников как средство повышения качества образования (1 фото)

Ирина Пономарева
Использование активных методов при обучении развитию речи старших дошкольников как средство повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком родного разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач познавательного, социально - коммуникативного и эстетического развития детей.

Публикация «Использование активных методов при обучении развитию речи старших дошкольников как средство повышения качества образования» размещена в разделах

Моя педагогическая практика показывает, что процесс обучения детей речи, наиболее сложный, что обуславливается следующими факторами:

- в дошкольном возрасте не все дети одновременно достигают определенной степени зрелости различных структур головного мозга;

- сложное строение речевой деятельности и её разнообразие приводит к различным нарушениям речи;

- недостаточность речевых и интеллектуальных контактов ребенка с окружающими его людьми.

В связи с этим для становления и развития речевой деятельности ребенка целесообразно применять активные методы обучения на занятиях, в индивидуальной работе с ребенком. К таким я отношу следующие методы : «Синквейн», «Кластер», «Корзина идей», «Лэпбук».

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения разговорной речи образец рассказ педагога. Но мой опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, при этом лексический запас слов мал, в их рассказах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения, речь бедна выразительными средствами. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное, поэтому детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.

На занятиях в старшей группе я стала использовать активный метод обучения – синквейн, как один из эффективных методов для развития образной речи, для работы над созданием нерифмованного стихотворения, и как заключительное задание по пройденному материалу.

Целесообразность использования «Синквейна» объясняется тем, что прежде всего он:

• способствует обогащению и актуализации словаря;

• является диагностическим инструментом уровня речевого развития;

носит характер комплексного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление;

используется для закрепления изученной темы;

• относится к игровым приемам.

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк. Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Так на занятии «Беседа о дружбе и друзьях» были составлены две модели схемы синвейна.

Первая с наглядным демонстрационным материалом сопровождала мою беседу о дружбе:

• 1 строчка - одно существительное (слово дружба);

•2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное (крепкая, добрая);

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного (вместе играют, не ссорятся, помогают друг другу);

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное (чтобы весело и интересно было жить);

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному (радость).

Вторая для составления рассказа «Мой друг» детьми по готовой модели – схеме синквейна с использованием опорных знаков.

1 строчка - одно существительное (Имя друга);

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное (Он, она, какой? (какая);

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного (Что с ним делаем);

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное (Составь предложение о друге);

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному (Назови похожие слова к слову друг)

Данный активный метод обучения сделал занятие увлекательным для детей. Они активно применяли разные части речи при рассказывании о своем друге.

Другой применяемый мною активный метод – кластер. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди, кластер является эффективным методом, который:

- расширяет систему знаний и представлений у дошкольников;

- развивает способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события);

- помогает детям свободно и открыто думать и высказываться;

- позволяет охватить большой объем информации;

- вовлекает всех участников детского коллектива в обучающий процесс, им это интересно.

В ходе применения метода формируются и развиваются следующие умения :

- отвечать на вопросы с использованием графических изображений;

- выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Визуальное представление информации детьми запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Оформлений кластера может быть очень много. Я использую графику грозди, в которой последовательно, с постепенным усложнением знакомлю детей с содержанием учебного материала по теме занятия.

В работе над кластером соблюдаю следующие правила:

1. При его создании использую наглядные изображения в соответствии с возрастом детей.

2. В ходе работы дополняю информацию совместно с детьми.

3. Строю как можно больше связей и следую по заранее определенному плану.

Так моя последовательность действий при составлении кластера по теме «Лес» включала следующие этапы:

1 этап – в верху экрана выкладывается картинка, которая является темой занятия.

2 этап – ниже картинки выкладываются по очереди все то, что необходимо изучить, вспомнилось детям по поводу данной темы.

3 этап – осуществляется систематизация и расширения кругозора детей. Картинки объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное изучаемое понятие.

4 этап – по мере появившиеся картинки соединяются прямыми линиями с ключевым понятием, устанавливаются новые связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

5 этап – образец рассказа педагога, а затем самостоятельный рассказ детей с использованием кластера.

Метод «Кластер» оказался эффективным, дети поняли, как можно применять в речевой деятельности схему. Дети, без помощи педагога, самостоятельно составляли рассказы, используя образные выражения, прилагательные.

Активные методы обучения предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном. Для этого использую метод «Корзина идей».

Очень хорошо корзина идей работает по всем лексическим темам, при проведении интегрированных занятий по таким темам: «Времена года», «Игрушки», «Посуда», «Моя семья», «Лес».

Метод «Корзина идей» использую в начале занятия, когда нужно выяснить уровень знаний детей. Просто предлагаю сложить в корзину все, что дети знают по данной теме. Для этого используем картинки, вырезки из журналов, буквы, цифры, игрушки при этом вслух проговариваем, почему и что положено в корзину. В течение занятия мы узнаем что-то новое, делаем поделки, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

Например, на интегрированном занятии по составлению рассказа по серии картинок «Щенок» после рассказов детей по иллюстрациям дети выполнили работы в различных техниках изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, лепка, оригами, раскраски, салфеточная аппликация, пластилинография, о которых потом рассказали и сложили в корзину идей, как результат своей фантазии, сделанной своими руками.

«Корзина идей» позволяет научить детей из огромного потока информации выбирать нужное и повысить интерес детей к обучению.

В индивидуальной работе с ребенком с проблемами в общении я использую метод «Лэпбука».

Лэпбук – это папка с разворотами в которой размещается тематический материал в различных формах: книжка - гармошка, игры (дидактические, настольные, стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты; окошки и дверцы, вращающиеся и высовывающиеся детали, пазлы.

Мною созданы тематические лэпбуки: по временам года «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», а также «Транспорт», «Профессии», «Дикие и домашние животные», и другие.

«Лэпбук» дает возможность мне построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно в ходе познавательной деятельности и речевой активности по ознакомлению с новым, повторению и закреплению изученного и систематизации знаний в занимательной игровой форме.

У него развиваются умения :

- получать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы, опираясь на свои знания и материалы лэпбука;

- активно использовать устную разговорную речь, выражать свои мысли.

Совместная деятельность ребенка с взрослым методом «Лэпбук» снимает психологические барьеры для свободного общения, стимулирует раскованность контакта с собеседником, способствует проявлению инициативы в разговоре, помогает продолжать и развивать диалог с педагогом, развивает связную речь.

Для ребенка значительно важнее его собственное действие и высказывание, для него увлекательна игра, в которой он активен и самостоятелен и лэпбук такую ситуацию и создает.

Использование активных методов при обучении развитию речи старших дошкольников как средство повышения качества образования

Таким образом, использование активных методов обучения на занятиях по развитию речи позволяло мне получить объективную информацию о качестве усвоенных знаний по теме, повысить речевую активность детей, сделать занятия интересными и увлекательными.

Я считаю, что применение на практике активных методов обучения качественно влияет на результаты образовательной деятельности.

Мой опыт работы будет актуален педагогам детских садов, логопедам, т. к. он представлен практическими материалами по использованию активных методов работы при обучении развитию речи старших дошкольников.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Актуальность: Дошкольное образование- это первый этап образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование активных методов при обучении развитию речи старших дошкольников как средство повышения качества образования
Опубликовано: 27 марта 2022 в 06:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование активных методов при обучении развитию речи старших дошкольников как средство повышения качества образования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пономарева (УИ 671357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД