Лилия Бубнова
Исопльзование ИКТ в организации деятельности музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Ссвятославский Детский сад №5
Использование ИКТ
в организации деятельности музыкального руководителя ДОУ
в соответствии с ФГОС
Исполнитель: Бубнова Лилия Георгиевна музыкальный руководитель МКДОУ Святославский сад №5
2018г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность … 3
2. Основная часть …. 4
3. Заключение …. 8
4. Список литературы …. 9
Из текста ФГОС:
Публикация «Исопльзование ИКТ в организации деятельности музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
«Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ…»
А что говорится о требованиях к ИКТ- компетентности педагогов в профессиональном стандарте «Педагог»?
Первый и второй пункт ИКТ-компетенций, которыми должны владеть педагоги, в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», звучат так – «1. Умение «формирования … информационной образовательной среды, … реализующей принципы современной педагогики».
2. Умение «применять современные образовательные технологии, включая информационные».
В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу.
В федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения, направленных на более полную реализацию права на образование…». Следовательно педагоги ДОУ в том числе и музыкальный руководитель должны осваивать новые технологии, уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её детям в интересной, доступной форме по всем разделам музыкальной деятельности.
На сегодняшний день в должностной инструкции музыкального руководителя ДОУ уточняется, что педагог должен владеть информационно- коммуникационными технологиями.
2. Перспективы использования информационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ очень разнообразны. Рассмотрим, какие функции выполняет ИКТ в педагогической деятельности музыкального руководителя :
1. ИК технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. … позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
3. Пакет Microsoft Office оказывает помощь в создании текстов, таблиц, титульных листов, т. е. в ведении всей документации педагога. А так же в обработке и хранении музыкального материала.
Помогает разрабатывать новые технологии обучения, дидактические пособия. Сокращает время на подготовку к совместной деятельности педагога с детьми. Повышает качество и эффективность деятельности.
Подготовка сообщений, рекомендаций для родителей в папку передвижку, проведение анкетирования. Видео- и аудио- сопровождение утренников и развлечений. Сегодня, потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентиры и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своих возможностей в развитии ребенка, не знают, чем и как ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время, актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для введения маленького человека в большой и сложный мир. Эффективной формой для этого стало вовлечение родителей в образовательный процесс. Постепенно родители из простых наблюдателей образовательного процесса становятся непосредственными участниками.
Кроме того сегодня благодаря существованию сетевых сообществ педагогов у каждого участника есть возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций.
Дистанционное обучение – повышение квалификации, полезный опыт.
Размещение своих материалов – трансляция собственного опыта.
Профессиональное общение – форумы, чаты, комментарии, видеоконференции.
Пользование доступными материалами в библиотеке сообщества.
Что позволяют педагогу ИКТ в музыкальном развитии дошкольников:
Создать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности. Помогает решить проблему мотивации.
Формы использования ИКТ в работе музыкального руководителя могут быть разнообразны
Одна из форм – это образовательная деятельность педагога с детьми (индивидуальная и групповая).
Рассмотрим возможности использования ИКТ по видам музыкальной деятельности :
1. Восприятие музыки : Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.
2. В музыкально-ритмических движениях, это могут быть видео для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве.
3. Следующий вид деятельности – пение. Иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки» и др.) Пение под фонограмму, как вместе с исполнителями, так и под минус.
4. Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. («Кто в тереме живет?», «Угадай на чем играю»)
5. В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:
- развитие музыкальных способностей дошкольников;
- дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомиться с миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве. Использование средств ИКТ очень уместно на занятиях, которые требуют наглядного представления материала, с использованием видеороликов по темам: «Времена года» - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Музыкальные инструменты» и др.
ИКТ можно использовать практически во всех формах и видах музыкальной деятельности и в сочетании с непосредственным общением ребенка с взрослым они приносят большую пользу, вызывая детский интерес, удивление, восторг, доставляя радость при встрече с музыкой. Кроме того, благодаря желанию взрослого разнообразить деятельность детей, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности.
Благодаря включению ИКТ в занятие повышается познавательная активность детей, внимательность, эмоциональная отзывчивость, мотивация к узнаванию нового. Педагог находится в постоянном контакте с детьми, выполняет задания вместе с ними и не отвлекается на рисование, расстановку иллюстраций, переключение музыки. Это делает процесс обучения не только интересным, разнообразным, но и более динамичным.
Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Заключение.
Таким образом, использование коммуникационных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Но не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4. – 2009. С. 32-34.
2. Детский сад от А до Я. - №3.-2010. С. 56-57.
3. Справочник музыкального руководителя №5 2016 Внедрение профессиональных стандартов в сфере образования --- с. 40-53
4. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);
5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.
Электронные ресурсы:
Ресурсы локального доступа
6. https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-v-muzikalnoy-deyatelnosti-638938.html
7. https://infourok.ru/sredstva-ikt-i-ih-klassifikaciya-597040.html
8. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/11/25/ispolzovanie-ikt-na-muzykalnyh-zanyatiyah