Евгения Захарова
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Первоочередная задача нашего государства - воспитание здорового образа жизни у детей и подростков. В большинстве образовательных учебных заведениях России выдвигается в приоритет воспитание и образование, связанное с охраной и развитием здоровья ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
В связи с новыми нормативами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и в художественно – эстетическую образовательную область.
(слайд 1)
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. (слайд 2)
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Педагоги нашего детского сада, в том числе и мы -музыкальные руководители, пытаемся комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Выстраивая ОД «Музыкальная деятельность», основное внимание мы уделяем специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности : снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с детьми становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.
Основная форма музыкальной деятельности в нашем ДОУ - музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий (слайд 3)
• Речь с движением;
• Пальчиковая гимнастика и игровой массаж;
• Психогимнастика;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Оздоровительные и фонопедические упражнения;
• Валеологические песенки-распевки;
• Ритмопластика и логоритмика
• Сказкатерапия и музыкотерапия.
Речь и движением или речевые игры. (слайд 4)
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как
музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Мы используем речевые игры Т. Боровик и Т. Тютюнниковой, текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. Речь с движением:
• Стимулирует развитие речи
• Развивает пространственное мышление
• Развивает внимание, воображение
• Воспитывает быструю реакцию и эмоциональную выразительность.
Пальчиковые игры. (слайд 6)
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
• Игры развивают речь ребенка,
• двигательные качества,
• совершенствуют внимание и память,
• повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму,
• соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,
• формируют образно-ассоциативное мышление.
Психогимнастика. (слайд 8)
Психогимнастика направлена на:
•снять психологическую напряженность, снизить мышечное утомление;
• снизить агрессию,помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;
•развить коммуникативные способности;
•совершенствовать тактильную память;
•повысить сплоченность группы;
•воспитать способности к согласованному взаимодействию;
•формировать вербальные и невербальные средства общения;
•формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);
•формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе;
•повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;
•формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.
Дыхательная гимнастика (слайд 10)
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствуют восстановлению центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой и находятся под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
• Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
• Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
• В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Мы используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой.
Артикуляционная гимнастика. (слайд 13)
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.
Фонопедические упражнения и игры (слайд 14)
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Валеологические песенки - распевки. (слайд 16)
С них я начинаю практически все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мажорного характера музыка поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей и подготовливают их к пению.
Сказкотерапия. (слайд 17)
Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.
Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.
• Развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление;
• Раскрывает душу ребёнка, помогает наладить контакт;
• Развивает фантазию ребёнка и раскрепощает его;
• Помогает корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины, лжи и т. д);
Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Ритмопластика (по А. И. Бурениной) (слайд 18)
Основная направленность - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Музыкально-ритмические движения развивают музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Способствует:
• Усовершенствовать коммуникативные способности.
• Развивают выносливость, силу;
• Формируют правильную осанку;
• Повышается прыгучесть и подвижность суставов;
• Улучшается координация движений.
• Развиваются музыкально-ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой.
• Кратковременные музыкально- ритмические движения под музыку, вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
• Раскрепощает ребенка в психологическом плане;
• Помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников;
И напоследок, в ритмопластику, как здоровьесберегающую технологию, включают специальные занятия на расслабления. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.
Музыкотерапи и релаксация. (слайд 19)
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна
под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. При релаксации задействованы все органы чувств у детей;
Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:
1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
2. Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
3. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
Нами подобраны специальные музыкальные произведения и рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада.
• Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из
исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)
3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
• Музыкально-терапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза).
Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:
1. Установление контакта.
2. Снятие напряжения.
3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.
Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.
Подбор музыкального материала рекомендуется строить на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки:
Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает
расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.
Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.
Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В. И. Петрушиным:
• Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон
рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. П. И. Чайковский «Времена года».
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Бах-Гуно «Аве Мария».
5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
6. Анугама «Голоса океана».
• Музыка для вечернего времени способствует снятию
накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья («Легкие»).
4. Бах «Органные произведения».
5. А. Вивальди «Времена года».
6. Голоса природы.
Результаты музыкально- оздоровительной работы (слайд 20)
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
• Повышение уровня речевого развития;
• Снижение уровня заболеваемости;
• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Список литературы
1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, уп-ражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. -Волгоград: Учитель, 2011.
2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: про-ектирование, тренинги, занятия/ сост. Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.
3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.
4. Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова
5. Здоровье современных дошкольников. авт. М. А. Руднова
6. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
7. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
8. Костина Э. П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород. 2001г.)
9. Д. Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М. 1999г.)
10. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия». (М. 1999г.)
11. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)