Наталья Куликова
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя.
Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели и решить задачи, поставленные в программе.
Целью образовательной программы является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности детей раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.
За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели.
Общепедагогические функции:
1. Информационная.
2. Развивающая.
3. Мобилизационная.
4. Ориентационная.
5. Конструктивная.
6. Организаторская.
7. Коммуникативная.
8. Исследовательская.
Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности :
1. Музыкально-ритмические движения (Муз. руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. В-ль двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает)
2. Слушание музыки (Муз. руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте. В-ль слушает вместе с детьми, следит за осанкой детей)
3. Пение и песенное творчество (Муз. руководитель напоминает, играет на инструменте и исполняет произведение. В-ль исполняет (поет) вместе с детьми, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.)
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах
5. Танец (Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями, В-ль танцует вместе с детьми, работает над движениями. При необходимости становится в пару)
6. Игра (игра-драматизация) (Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте. В-ль участвует в игре, следит за выполнением правил)
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности : воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.
Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.
Педагогу - воспитателю необходимо :
Развивать самостоятельность, инициативу детей.
Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе проведения дидактических игр.
Привлекать детей к творческим играм.
Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.
Включать музыкальные сопровождения в организацию занятий и режимные моменты.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка и помогает решать многие задачи:
• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.
Формы взаимодействия педагога и музыкального работника :
• Организация проведения мониторинга.
• Совместное планирование.
• Методическое сопровождение.
• Практическая продуктивная деятельность.
• Организация взаимодействия с семьей.
• Организация взаимодействия с социумом.
Музыкальный руководитель совместно с педагогами детского сада развивают музыкальные способности детей, организуя индивидуальные и фронтальные музыкальные занятия, самостоятельную музыкальную деятельность, вечера развлечений, праздники, концерты, используя различные виды музыкальной деятельности. Благодаря тесному контакту всех педагогов у детей развиваются музыкальный слух, певческие способности.
Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи, знакомит с материалами - проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т. д.) Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
Большинство родителей хотят, чтобы их ребёнок занимался интересным делом, творчески развивался, участвовал в различных музыкальных мероприятиях. Музыкальный руководитель составляет консультации для родителей, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребенка.
Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.