Оксана Гасилова
Исследовательско-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Растения»
Название проекта «Удивительный мир растений»
Цели проекта : систематизировать представления детей о классификации растений, опытным путём доказать, что растение — живой организм, выяснить значение растений для человека и в природе.
Задачи проекта :
1. Способствовать обобщению представлений детей о многообразии растительного мира, о классификации растений, о значении растений.
Темочки:
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
2. Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи различного характера, высказывать собственные суждения, доказывать свои мысли.
3. Способствовать развитию у детей умения создавать и использовать в работе предметно-схематическую модель.
4. Способствовать развитию у детей умения работать с оборудованием различного характера.
5. Способствовать воспитанию интереса и экологически правильного отношения к растениям, желания узнавать новые факты из их жизни.
Вид проекта :
1) по доминирующему методу: исследовательский;
2) по характеру содержания: включает ребёнка и природу;
3) по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результатов;
4) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы;
5) по количеству участников: фронтальный;
6) по продолжительности: долгосрочный.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Коммуникация и познание».
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатель, педагог дополнительного образования по художественной деятельности, родители.
Актуальность темы: в жизни каждого ребёнка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Видя разнообразие форм живой природы, детей заинтересовал мир растений. Появились вопросы: Что такое растение, Какими они бывают, Живые они или нет, Для чего они нужны?.
Ожидаемые результаты:
Дети: расширение представлений о многообразии растений, о способности растений проявлять признаки живых организмов, о значении их в жизни человека;
- совершенствование навыков работы с оборудованием различного характера во время проведения экспериментов;
- проявление чувства взаимопомощи, инициативы, самостоятельности, терпения;
- развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Родители: появление интереса к образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы.
Педагоги: удовлетворение от работы и результатов проекта.
Сроки реализации проекта : проект проводится в течение 4 месяцев.
Этапы проведения проекта :
1. Мотивационный этап (целеполагание и планирование) : первая-вторая неделя сентября;
2. Проблемно-деятельностный этап (реализация, рефлексия, коррекция) : третья неделя сентября-третья неделя декабря;
3. Творческий этап (презентация продукта проекта) : четвёртая неделя декабря.
Схема реализации проекта
Этап проекта Содержание и формы работы
1. Мотивационный этап
(первая — вторая неделя сентября) 1. Проблемная ситуация: что такое растения? Какие они бывают? Зачем они нужны?
2. Обсуждение вариантов оформления продукта проекта, определение форм работы.
3. Сбор природного материала растительного происхождения в уголок экспериментальной деятельности.
2. Проблемно-деятельностный этап
(третья неделя сентября — третья неделя декабря)
Раздел 1. Классификация растений по форме, месту и способу произрастания.
1. Беседы о разнообразии растений.
2. Наблюдения за растениями на прогулках и в «зеленом» уголке группы.
3. Составление схем «Классификация растений по внешнему виду», «Классификация растений по месту и способу произрастания».
4. Чтение художественной литературы и энциклопедий.
5. Рисование детей на тему «Растения вокруг нас».
6. Игра малой подвижности «Дерево, куст, трава».
7. Дидактические игры «К дереву беги!», «Угадай по описанию», «Найди листок».
8. Настольно-печатные игры «Лото «Двойняшки», «Растения и их плоды».
9. Составление детьми описательных рассказов о растениях.
10. Лабораторная работа «Строение травянистого растения».
Раздел 2. Растения — живые организмы.
1. Беседа «Признаки живых организмов».
2. Игры — моделирование «Человек — живой организм», «Прорастание семян».
3. Занимательные опыты «В погоне за светом», «Может ли растение дышать?», «Во всех ли листьях есть питание?», «Что нужно для питания растениям?».
4. Образовательная ситуация: Как размножаются растения?
5. Лабораторные работы «Проращивание семян фасоли», «Размножение «детками».
6. Составление схем «Питание растений», «Способы размножения растений», «Этапы прорастания семян».
7. Наблюдения за ростом и развитием растений.
8. Ведение дневника наблюдений.
Раздел 3. Значение растений для человека.
1. Беседа о значении растений.
2. Составление схемы «Значение растений для человека».
3. Занимательный опыт «Что выделяет растение?».
4. Оформление родителями совместно с ребенком сообщения на тему «Лекарственные растения Орловской области».
Раздел 4. Необычные растения.
1. Оформление родителями совместно с ребенком сообщения на тему «Необычные растения».
2. Чтение научной литературы.
3. Творческий этап
(четвертая неделя декабря) 1. Презентация научных материалов.
2. Викторина с участием родителей.
3. Фотовыставка «Мы — исследователи», выставка детских рисунков «Растения вокруг нас».
Ход работы:
Опираясь на имеющиеся у детей представления о многообразии растений, ребята вместе с педагогом составляют схемы: «Классификация растений по форме», «Классификация растений по месту и способу произрастания» (Приложения 1, 2). Знания детей об особенностях строения древесных и травянистых форм растений расширяются и закрепляются в дидактических, настольно-печатных играх, играх-моделирования. Кроме этого, дети вместе с родителями готовят сообщения на тему: «Необычные растения», которые открывают удивительные факты из жизни растений.
Получив простейшие представления о классификации растений, дети переходят к следующему этапу работы — экспериментальному. Используя схему «Признаки живых организмов», обсуждается опыт детей, который может служить доказательством способности растений проявлять свойства живого (Приложение 4). Затем педагог предлагает опытным путём проверить наличие у растений этих свойств.
Опыт 1 «В погоне за светом» ( цель: доказать, что растение в поисках света способно двигаться).
Меняя положение цветочного горшка относительно окна, дети отмечают способность растения поворачивать листовые пластинки к источнику света.
Опыт 2 «Может ли растение дышать?» ( цель: выяснить, как происходит процесс дыхания у растений).
Выдвигается гипотеза, что растение имеет на нижней стороне листа мелкие отверстия, через которые дышит. Это проверяется путём смазывания нижней стороны листа вазелином. Через неделю фиксируется результат эксперимента: смазанные листья изменили окраску, что свидетельствует о нарушении процесса дыхания.
Рассматривая вопрос о питании растений, дети выдвигают свои предположения, чем и как питаются растения. В результате обсуждения составляется схема «Питание растений», где отражаются все необходимые условия: свет, вода, воздух, зелёное вещество в листьях (Приложение 5).
Опыт 3 «Во всех ли листьях есть питание?» ( цель: установить наличие в листьях питания для растения).
Выдвигается гипотеза, что в листьях, не имеющих зелёную окраску, нет питания. Педагог помещает лист комнатного растения рео, у которого нижняя сторона фиолетовая, в кипящую воду на 7 минут. Затем дети отмечают, что лист стал зелёным с обеих сторон. Это доказывает наличие в листьях питания.
Опыт 4 «Что нужно для питания растений?» ( цель:доказать, что для питания растениям нужен свет).
Дети предполагают, что произойдёт с листом растения, если на его часть не будет падать свет. Половина листа фикуса заклеивается пластырем. Растение помещается к источнику света. Через неделю дети отмечают, что заклеенная половина листа стала светлее. Это доказывает отсутствие в ней питания.
Способы размножения растений так же представляются в виде схемы. Один из способов можно продемонстрировать на примере хлорофитума, который размножается с помощью «деток», образующихся на концах усиков. Дети в течение длительного времени наблюдают за ростом и развитием растения, отмечая результаты в дневнике наблюдений. А суть процесса размножения растений с помощью семян, дети выясняют в ходе лабораторной работы «Проращивание семян фасоли». Наблюдая за прорастанием семян, фиксируются все стадии в виде схемы.
Используя знания детей о роли растений и их личный опыт, составляется схема (Приложение 3). Путём проведения демонстрационного опыта, доказывается важнейшая роль растений — способность выделять кислород.
Опыт 5 «Что выделяет растение?» ( цель: установить, что растение выделяет кислород).
Педагог предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывается опытом: в ёмкость с герметичной крышкой помещается горшочек с растением. Через 1-2 суток дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки. Делается вывод о том, что в ёмкости накопился кислород, который выделило растение.
В рамках раздела «Значение растений для человека» родители вместе с детьми готовят сообщение на тему: «Лекарственные растения Орловской области».
Окончание проекта целесообразно представить в виде викторины с участием родителей, а так же презентации уголка «Удивительный мир растений», включающий в себя научные материалы, фотовыставку «Мы — исследователи», выставку детских рисунков «Растения вокруг нас», книгу «Удивительный мир растений».